Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Религия как одна из форм культуры

Общество и человек

04.12.2024
7124
4

Религия как одна из форм культуры

 

План урока

  • Особенности религиозной веры
  • Роль религии в жизни общества
  • Религиозные учреждения, свобода совести, свобода вероисповедания

Цели урока

  • научиться характеризовать религиозные объединения и организации, их роль в жизни общества; объяснять роль религии в жизни общества
  • знать понятия: религия, вера, храм, секта; функции религии, принцип свободы совести
  • уметь определять сущность характеристики религии и её функции, определять роль религии в обществе, раскрывать сущность свободы совести

 

Вступление

 

Несмотря на развитие науки, религия играет большую роль. Испокон веков именно религия была утешением, защитой и смыслом жизни людей. Трудно представить себе человека, который так или иначе не был связан с религией. Данная тема поможет нам рассмотреть религию как социальный институт и как форму общественного сознания.

 

Особенности религиозной веры

 

Слово «религия» пришло к нам из латинского языка и трактуется учёными по-разному. Одни из них считают, что происхождение этого слова от латинского relegere означает «относиться с особым почтением». Другие учёные утверждают, что слово «религия» от латинского religare означает «связывать, соединять». Так что же такое религия?


Религия — это  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, культовых действий и объединение людей в организации.


Почему же человек верит во вмешательство сверхъестественных сил в свою жизнь? Учёные объясняют это примером древнего человека и его страхом перед обширным миром. Древние люди не могли объяснить многие явления, происходившие в природе: почему гремит гром, почему реки выходят из берегов, почему падает листва, а затем появляется новая, почему падают звезды и т. д. Вера в сверхъестественное и религия помогали объяснять эти явления. Современный человек знает о происхождений тех или иных явлений и может объяснить их природу, поэтому сегодня религия отходит на второй план. Но в любом случае религия продолжает выполнять свои функции.

Вы наверняка слышали словосочетание «верующий человек». Очень часто оно употребляется как синоним словосочетанию «религиозный человек». Правильно ли это? Нужно понимать, что вера не всегда связана с религией. Но с другой стороны религия без веры существовать не может.


Вера — это субъективное отношение человека к какой-либо информации, истинность которой он признаёт без доказательств. 


Не обязательно вера должна быть связана с чем–то сверхъественным. Но вот религиозная вера всегда относится к чему-то сверхъестественному, тому, что может контролировать наши жизни, оказывать определенное влияние. В состав религиозной веры так же входят эмоции, которые человек испытывает по отношению к высшим силам, в которые верит. Верующий человек также верит и в контакт с высшими силами, с Богом. В качестве каналов люди используют молитвы, специальные обряды, проводимые служителями культа (священник, мула, жрец). Молитва является вершиной обрядовых действий, т. к. это непосредственно прямое словесное обращение к Богу.

Роль религии в жизни общества

Религию можно рассматривать как социальный институт, поскольку в процессе исторического развития она приобрела определенные организационные формы, а также общественно полезные функции. Такие функции можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Функции религии

Религия играет огромную роль в истории человечества. Она способна познать состояние человека, открыть ему историю о его происхождении, утешить в трудный час, найти соратников и управлять целыми группами и народами. Религия может быть объединяющей и в то же время опасной, наталкивая друг на друга страны или народы, тем самым вызывая вражду на религиозной почве.

В современной науке принято выделять религии по количеству последователей на мировые (то есть последователи этих религий проживают по всему миру и это наиболее массовые религии): буддизм, христианство (делится на  крупные течения  — православие и католицизм), ислам (мусульманство). По национальному признаку (то есть религиозных взглядов придерживаются целые нации): синтоизм (Япония), конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и др.

Религиозные учреждения, свобода совести, свобода вероисповедания

Рис. 1. Типы религиозных организаций

Религиозные учреждения являются институтами, объединяющими того или иного вероисповедания. Существует несколько типов религиозных организаций. Они представлены в схеме (рис. 1).

Храм объединяет последователей той или иной религии, совместно проводящих богослужения и совершающих обряды, присущие данному религиозному учению. Храмы разделяют верующих на мирян и священнослужителей.

Секта — религиозные объединения, часто противопоставляющие себя другим последователям той или иной религии. В сектах, как правило, нет деления на мирян и священнослужителей. Члены секты нередко верят в свою избранность и исключительность. Опасность сект состоит в том, что они чаще всего осуществляют сильный контроль над своими членами, вплоть до прямого контроля над их имуществом, мыслями, действиями.

Во всех государствах мира живут представители разных религий. Для предотвращения какого-либо конфликта на религиозной почве существует принцип свободы совести. О том, что такое совесть вы уже знаете. Но что значит свобода совести?


Свобода совести — это право человека на формирование собственных убеждений и их открытое выражение, при условии, что это не причиняет вреда окружающим людям.


Такие убеждения могут касаться чего угодно. Таким образом, принцип свободы совести говорит о независимости своих религиозных убеждений от государственной политики.

Конституция РФ гарантирует гражданам право на свободу совести (свободу вероисповедания), что означает: каждый человек имеет право исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать никакой (быть агностиком или атеистом).

 

Подведём итог

Религия — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, культовых действий и объединение людей в организации.

Россия — светское государство, т. е. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (отказ государства от вмешательства в дела церкви; отсутствие государственного финансирования церкви; свобода граждан от принуждения к исполнению той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций; отделение школы от церкви). 


Практическое задание 1

 

Приведите любые две проблемы, рассматриваемые и разрешаемые религией.


Практическое задание 2

 

Составьте предложение, содержащее информацию о любой функции религии, и одно предложение, раскрывающее суть разных религиозных организаций.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое религия?
  2. Какова суть религиозной веры?
  3. Какую роль играет религия в жизни общества?
  4. Каковы функции религии?
  5. Какие религиозные организации вы знаете. Охарактеризуйте каждую из них.
  6. В чём заключается принцип свободы совести?


Ответ на практическое задание 1

1) вопрос происхождения человека — христиане признают сотворение первого человека Богом;

2) проблема конечности жизни человека — в буддизме поддерживается идея о перерождении человека после смерти.

Ответ на практическое задание 2

1) мировоззренческая функция объясняет происхождение человека и устройство мира; храм объединяет последователей той или иной религии, совместно проводящих богослужения и совершающих обряды, присущие данному религиозному учению; секта — религиозные объединения, часто противопоставляющие себя другим последователям той или иной религии.


Предыдущий урок
Безработица, ее причины и последствия
Экономика
Следующий урок
Что делает человека человеком. Человек-личность
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Второстепенные члены предложения. Определение

    Русский язык

  • Оксиды. Водород

    Химия

  • Н.С. Лесков. «Старый гений»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке