- Искусство — форма духовной культуры
- Многообразие видов искусства
- Влияние искусства на развитие личности
- научиться характеризовать виды искусства, роль искусства в жизни общества, иметь представление о особенностях и функциях искусства
- знать понятие «искусство»; виды искусства, функции искусства
- уметь определять сущность искусства и его функции, анализировать особенности искусства, выявлять его влияние на развитие личности
Вступление
Иногда мы задумываемся, зачем нам нужно искусство? Оно ведь не несёт никакой практической пользы и является очень затратным. Так рассуждают невежды. Искусство играет значимую роль в жизни каждого из нас. Эта тема поможет рассмотреть роль искусства на становление личности, её совершенствование и развитие.
Искусство — форма духовной культуры
Искусство — форма деятельности человека, отражающая действительность в художественных образах.
Все мы так или иначе сталкиваемся с искусством. В школе на уроках нам задают учить наизусть литературные стихотворения, посещая выставки, мы знакомимся с произведениями живописи, музыки, скульптуры и т. д. Искусство является одной из сторон нашей жизни.
Искусство как форма духовной культуры обладает характерными особенностями, которые отличают его от науки, религии, образования, морали, философии и нравственности. Искусство выполняет важнейшую социальную и культурную роль в любом обществе. В связи с этим человечество во все времена, начиная с периода древнейшей культуры, придавало такое большое значение произведениям искусства. Например, первобытное искусство (наскальная живопись) играло и важную ритуальную и священную функцию в первобытном обществе. Тогда как современное искусство нередко служит средством релаксации и эмоциональной разрядки для человека, который живёт в информационном обществе.
Многообразие видов искусства
Наш мир имеет отражение в разных видах искусства (см. рис. 1).
Данные виды искусства характеризуются с точки зрения пространства и времени. Первый вид объединяет искусства, которые существуют в пространстве и со временем не меняются. Это архитектура, живопись, скульптура, фотография, прикладное искусство. Вторая и третья группы включают в себя искусства, которые раскрываются со временем, обретают особый смысл, понимание. Это могут быть литература, музыка, театр, балет, кино.
Влияние искусства на развитие личности
Согласно многочисленным исследованиям ещё не родившийся ребёнок на 4–5 месяце развития способен воспринимать звуки. А после рождения малыш может узнать мелодию, которую слышал ещё до своего появления на свет. Таким образом, искусство влияет на развитие человека, его личности ещё до рождения.
Искусство выполняет ряд важнейших функций, влияющих на развитие личности (см. табл. 1).
Таблица 1. Функции искусства
Наименование функции
|
Её содержание
|
Утешительно-компенсаторная
|
Способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
|
Эстетическая
|
Формирует эстетические вкусы и потребности человека; преобразует мир на основе красоты
|
Воспитательная
|
Формирует нравственные качества личности
|
Познавательная
|
Формирует художественную, эстетическую картину мира
|
Гедонистическая
|
Доставляет людям удовольствие и радость
|
Влияние искусства на человека очень велико. Оно играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта. Так, например, искусство помогает в развитии творческих способностей. Сегодня почти каждый человек не зависимо от возраста может попробовать себя в искусстве. Этому способствуют многочисленные музыкальные, театральные, художественные кружки и школы, которые предоставляют возможность освоить что-то новое, раскрыть свои внутренние таланты, реализовать себя в новом амплуа.
Подведём итоги
Искусство является неотъемлемой частью жизни человека. Если в жизни есть место искусству, значит оно имеет значение, т. е. выполняет определённые функции, такие как воспитательная, эстетическая, познавательная, утешительная, гедонистическая. Сила искусства способна побуждать людей на свершение поступков, вызывать духовные чувства и переживания, вооружая человека способностью понимать себя и окружающий мир.
Контрольные вопросы:
- Что такое искусство?
- Перечислите основные виды искусства.
- Каковы функции искусства?
- Как искусство влияет на становление личности человека?