Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Что делает человека человеком. Человек-личность

Общество и человек

Что делает человека человеком. Быть личностью

 

План урока

  • Отличие человека от других живых существ
  • Мышление и речь
  • Быть личностью

Цели урока

  • научиться выявлять природное и общественное в человеке, овладеть целостными представлениями о качествах личности человека
  • знать понятия: человек, мышление, индивид, индивидуальность, личность, социализация, агенты социализации, институты социализации, деятельность
  • уметь выявлять отличительные черты человека от животных, определять биологические и социальные факторы человека, показать связь между мышлением и речью, приводить примеры основных видов деятельности, описывать агентов социализации

 

Вступление

 

В мире живёт 7 миллиардов человек. И все они разные и неповторимые. Например, у каждого человека единственный в своём роде отпечаток пальца, такой рисунок особенный. Человек — уникальное существо, не похожее на другие живые существа. Так что же делает нас такими уникальными? Что отличает людей от животных? От животных нас отличают видимые внешние признаки. Но неужели только это? Данная тема позволит получить представление об обществе и человеке более обстоятельно, систематично и целостно.

 

Отличие человека от других живых существ

 

Современная наука пришла к выводу, что человек — это существо общественное/социальное. Мы не можем существовать вне группы. Лишь в коллективе мы раскрываем в полной мере свои уникальные качества: речь, способность к мышлению, фантазиям и т. д.

Когда на свет рождается ребёнок, он является самым беззащитным существом. Например, детёныши животных рождаются уже с полным комплектом инстинктов, которые позволяют им понимать, что опасно, а что нет, в отличие от ребёнка человека. Только в семье из него вырастет человек. Именно там его научат жить, дадут знания, научат трудиться.

Но несмотря на то что человек — существо социальное, он не в меньшей степени является существом биологическим. Человек имеет многие биологические потребности: дышать, есть, пить, спать. Наше тело состоит из мышечных тканей, кровеносных сосудов и т. д. Следовательно, человек — существо биологическое. Проявляется это в анатомии человека, процессах, которые протекают в организме. 


Биологическое и социальное в человеке — две стороны сущности человека, слитых воедино, и только в таком единстве он существует (см. табл. 1).

Таблица 1. Человек — биосоциальное существо

 


Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства. 


Мышление и речь

 

Одним из важнейших отличий человека от животного является наличие у человека мышления.


Мышление — это процесс отражения объективного мира в образах, понятиях, суждениях, теориях и т. п.


Значение мышления можно раскрыть на следующем примере: все могут наблюдать движение Солнца по небу — оно восходит на востоке и заходит на западе. Но простого наблюдения недостаточно, чтобы раскрыть всё взаимодействие Солнца и Земли. Для этого нам нужно мышление. Именно мышление позволяет сделать вывод о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Только мышление даёт возможность раскрыть связи, зависимости, взаимодействия различных предметов, которые непосредственно не наблюдаются, т. е. глубже понять окружающий нас мир.

Человеческое мышление неразрывно связано с речью. Два этих составляющих не могут существовать друг без друга. Чем основательнее продумана какая-то мысль, тем чётче она представлена в словах, и наоборот, чем точнее будет сформулирована мысль, тем понятнее она становится.

 

Быть личностью

 

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии высших организмов на земле. 


Сложность проблемы человека обуславливает использование нескольких понятий для раскрытия сущности человека: индивид, индивидуальность, личность (см. рис. 1).


Рис. 1. Раскрытие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» Рис. 1. Раскрытие понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»


Социализация — процесс усвоения человеком определённой суммы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.


Социализация продолжается в течение всей жизни, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Становление личности человека в процессе социализации проходит при помощи агентов и институтов социализации.


Агенты социализации — это конкретные люди, отвечающие за социализацию:

  1. Первичная социализация: родители, братья, сёстры, близкие родственники, друзья, учителя и т. д.
  2. Вторичная социализация: должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.

 

Институты социализации — социальные учреждения, отвечающие за социализацию (школа, институт, предприятие и т. д.).


Личность совершенствуется в процессе деятельности.


Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

 

Виды деятельности:

  1. Игра. В процессе игры ребёнок учится планировать свои действия, ставить цели, искать средства для их достижения.
  2. Учёба. В процессе учёбы человек приобретает необходимые знания и умения, развивает свои творческие способности, речь, мышление, приобретает будущую профессию.
  3. Труд. Трудовая деятельность развивает в человеке усидчивость, творческие способности, целеустремленность, настойчивость и т. д.
  4. Общение. В процессе общения происходит обмен идеями и эмоциями (удивление, радость, гнев, страдание, страх и т. д.).


Подведём итог

Что же отличает человека от животного? Во-первых, человек способен к преобразовательной деятельности, во-вторых, человек обладает членораздельной речью, мышлением и способностью к творческой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек из индивида становится личностью, проходя процесс социализации. В этом ему помогают агенты социализации, институты социализации и деятельность. Благодаря этим процессам происходит познание человеком самого себя.


Практическое задание 1

 

Назовите не менее трёх особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального, т. е. отличия человека от животного.

 

Практическое задание 2

 

С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.


Контрольные вопросы:

  1. Чем человек отличается от животного?
  2. Что значит «человек — биосоциальное существо»?
  3. Что такое мышление?
  4. Чем отличаются друг от друга индивид, индивидуальность и личность?
  5. Что значит процесс социализации?
  6. Почему процесс становления личности возможен только в деятельности?


Ответ на практическое задание 1

Особенности человеческого организма, составляющие основу деятельности человека как существа социального, — это сложно организованный мозг, членораздельная речь, прямохождение, целеполагание, самосознание, способность к творческой деятельности, способность производить орудия труда и использовать их.

 

Ответ на практическое задание 2

Ребёнок начинает соблюдать правила общения со старшими — происходит усвоение социальных норм; в процессе учёбы ученик приобретает знания — происходит приобщение к накопленному потенциалу общества; человек входит в социальную группу и становится её участником — происходит формирование человека как представителя общества.


Предыдущий урок
Развитие общества
Общество и человек
Следующий урок
Человек, общество и природа
Общество и человек
  • Решение задач с помощью рациональных уравнений

    Алгебра

  • Гигиена сердечно-сосудистой системы и первая помощь при кровотечениях

    Биология

  • Внешняя политика России в 1741—1762 гг.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке