Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек, общество и природа

Общество и человек

Человек, общество и природа

 

План урока

  • Значение природы в жизни человека
  • Связь человека с природой
  • Человек — венец природы?

Цели урока

  • познакомиться с важными научными подходами к вопросам о месте и значении природы в жизни человека, а также о роли человека в окружающей его действительности
  • знать понятия: биосфера, ноосфера
  • уметь различать понятия биосферы и ноосферы, конкретизировать в примерах влияние природных условий на людей

 

Значение природы в жизни человека

 

В современном мире понятие «природа» используется в нескольких значениях. В широком смысле под природой понимается весь окружающий нас мир, кроме так называемой «субстанции духа», т. е. мыслей, чувств, идей и т. д. В узком смысле природа — это всё то, что возникло и может развиваться без человеческой деятельности. Природа — это и есть среда обитания человека. Она является кладовой ресурсов так нужных для человека, для его жизнедеятельности, но, к сожалению, ресурсы не бесконечны. Все ресурсы используются человеком повсеместно, но если мы попробуем отказаться от нефти, газа, угля, то цивилизация рухнет. 

Для жизнедеятельности человеческого общества природа служит естественной основой. Когда мы хотим разобраться в социальной сущности человека и его связях с обществом, обойти вниманием вопрос о роли природы в становлении общества, жизни человека, его хозяйственной структуры невозможно.

 

Связь человека с природой

 

Мы выделили несколько смысловых понятий природы. Ещё одно определение — природа как биосфера.


Биосфера — земная оболочка, охваченная жизнью. Только в отличие от животных и растений, человека отделяет от природной среды созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги и прочее — всё то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. 

Великий русский учёный В. И. Вернадский говорил, что придёт время, когда дальнейшее развитие планеты и человеческого общества будет направляться разумом. Это значит, что биосфера будет превращаться в сферу разума. Для этого был придуман специальный термин — ноосфера, в переводе с латинского — разум


Ноосфера — область планеты, охваченная разумной деятельностью человека.

Это вовсе не означает, что в период ноосферы человек будет всецело господствовать над природой. Это значит, что изменяется отношение человека к природе, развитие такого устройства общества, которое может обеспечить гармоничное существование человека и природы.


Человек — венец природы?

 

Рис. 1. «Лестница существ» Аристотеля Рис. 1. «Лестница существ» Аристотеля

Всё живое на планете является продуктом, процесс становления которого длился миллионы лет. Ещё древний философ и учёный Аристотель систематизировал природную иерархию от менее развитых и примитивных организмов к более развитым и представил её в виде лестницы, вершину которой занимает человек (см. рис. 1).

Человек поставил себя во главе этой иерархии. Царь природы — так человек определил своё место под солнцем. Но почему же именно человек? Во-первых, он обладает разумом, это позволило ему сделать огромный скачок в своём развитии. Во-вторых, человек способен накапливать информацию, обобщать её и создавать что-то новое. В-третьих, человек создал свои собственные законы, которые стали базироваться на принципах морали.

Таким образом, человеческий разум в своём освобождении от диких законов природы позволяет поставить человека венцом природы. Он живёт по собственным законам, используя природу как источник ресурсов для своей жизнедеятельности.

 

Подведём итоги

 

Природа служит для человека главной «ресурсной станцией», является основой его жизнедеятельности. Но ресурсы не безграничны, поэтому человеку приходится пересматривать свои отношения с природой и искать более гармоничный путь к сотрудничеству. В процессе эволюции и развития человеческого общества природа начинает видоизменяться и из биосферы превращается в ноосферу — область, подконтрольную разуму. Поэтому человек в своём многообразии и умении использовать разум во благо является венцом природы. Но человек — существо несовершенное, а значит ему свойственно сомневаться, что является одним из свойств проявления разумности.

 


Контрольные вопросы

 

1. Каковы основные значения понятия «природа»?

2. Что такое биосфера?

3. Как вы понимаете сущность понятия «ноосфера»?

4. Как по мысли Вернадского В. И. связаны понятия «биосфера» и «ноосфера»?

5. Что представляет собой лестница существ Аристотеля?

Предыдущий урок
Религия как одна из форм культуры
Общество и человек
Следующий урок
Влияние искусства на развитие личности и общества
Общество и человек
  • Строение и функции кожи. Терморегуляция. Гигиена кожи. Кожные заболевания

    Биология

  • Преобразование рациональных выражений

    Алгебра

  • Осевая и центральная симметрии

    Геометрия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке