Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Наука в современном обществе

Общество и человек

20.04.2024
6629
0

Наука в современном обществе

 

План урока

  • Что такое наука?
  • Нравственные принципы учёного
  • Роль современной науки

Цели урока

  • научиться характеризовать термин «наука» и выявить значимость науки для современного общества
  • знать понятие «наука»; виды наук
  • уметь характеризовать науку как особую систему знаний, объяснять возрастание значимости науки в современном обществе

 

Вступление

 

На протяжении веков наука, не признаваемая церковью, билась за своё место под солнцем. Но общество развивается, эволюционирует, меняются представления, взгляды, отношение человека к науке, меняется его мировоззрение. Наш мир, наше общество, старается все явления природы и процессы, происходящие в ней, объяснить с помощью науки.

Мы продолжаем знакомиться с духовной сферой жизни общества. Наука является её основным элементом.  Эта тема познакомит нас с особенностями науки как системы достоверных, поддающихся проверке (верифицированных) знаний, полученных с помощью специальных научных методов.

Что такое наука?

Наука, как и все другие элементы общественной жизни, развивается, переходит от одной ступени развития к другой.

Само слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них — это особая система знаний. Отличает её от других систем знаний то, что в неё входят объективные знания, научные знания. Также науку отличает систематизация знаний. Наука может быть систематизирована по научным отраслям, например, естествознание (естественные науки: химия, биология, физика), обществознание (науки, изучающие общество, его структуру), технические науки (механика, математика), гуманитарные науки (история, литература). Систематизация науки приводит к тому, что она дробится на несколько более мелких, узкоспециализированных отраслей, что позволяет составить более полную картину изучаемого объекта.

Второе значение понятия  «наука» применяется для обозначения области деятельности учёных, занятых исследованиями. Словосочетание «люди науки»  подразумевает не только самих учёных, но и всех, кто трудится в этой области (лаборанты, ассистенты, редакторы научных изданий). Без труда большого количества людей современные научные исследования вряд ли были бы возможными.

Ещё одно объяснение понятия «наука» связанно со специализированными объединениями людей, связанных с наукой. НИИ (научно-исследовательские институты), Академии наук, исследовательские центры, лаборатории, библиотеки, архивы, испытательные центры и т. д.  — всё это сеть, необходимая для развития науки.


Наука  — это сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.


Наука также является социальным институтом со своей структурой и функциями, отраслью духовного производства, совокупностью систематических знаний в какой-либо отрасли науки.

Существуют следующие виды наук: фундаментальные и прикладные (см. рис. 1).

Рис. 1. Виды наук

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется всё большая специализация учёных, дифференциация (разъединение) науки, её дробление на более узкие. 

Современная наука выходит далеко за пределы одного государства. Каждое научное открытие принадлежит всему миру. Существует множество международных конференций, симпозиумов, где учёные всего мира делятся, обсуждают научные явления, открытия. Существуют и различные премии для учёных, совершивших серьёзные открытия. Например, всем известная Нобелевская премия, премия института Клэя для выдающихся математиков.

Нравственные принципы учёного

У каждого человека есть свои моральные принципы. К ним часто прибавляются принципы, присущие профессиональной деятельности. Учёное сообщество категорически против плагиата — присвоения чужих мыслей, идей, открытий. Учёным не всё равно, каким образом добыта истина. Их интересует не только результат, но и сам процесс. Поэтому большинство учёных — это люди с глубокими моральными принципами, преступить которые они не могут.

Одной из важных этических дилемм для учёных является дилемма последствий своих открытий. Ведь не все открытия, сделанные учёными, полезны для общества. Например, создание ядерной бомбы привело к тому, что возникла угроза ядерной войны, которая может привести к гибели человеческого рода.

Несёт ли учёный ответственность за последствия, нанесённые его открытием при неправильном его использовании? Однозначного ответа на этот вопрос нет. 

Роль современной науки

В современном мире роль науки несомненно возросла в сравнении с наукой двухсотлетней давности. Раньше влияние науки на общество ограничивала церковь. Науке потребовалось много времени, что это влияние снять. 

Общество не стоит на месте, и на смену традиционному обществу приходит индустриальное, где влияние науки возрастает, а затем и постиндустриальное (информационное), в котором наука играет первейшую роль. Наука имеет огромное влияние на производство, а производство на общественную жизнь. Теперь к мнению учёных прислушиваются не меньше, чем к политикам или священнослужителям. Благодаря науке сформирован совсем иной подход к жизни — рационализм — подход, основанный на объективных фактах, которые используются для формирования мировоззрения. 

 

Подведём итог

 

Наука — это сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём. Можно выделить два вида наук: фундаментальные, т. е. теоретические и прикладные — ориентированные на практику.  Большинство из учёных являются людьми с высокими моральными принципами. В современном мире у учёных существенно возросла степень ответственности за результаты собственных исследований, поскольку многие из них имеют двойное назначение, нравственно неоднозначны и могут оказывать негативное влияние на природу и человека. Но в целом роль науки достаточно высока, чтобы претендовать на главнейшую составляющую духовной сферы жизнедеятельности.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое наука?
  2. Какие виды наук вы знаете?
  3. Какую роль играет наука в современном обществе?
  4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?
  5. Как проявляется влияние науки в современном мире?


Предыдущий урок
Образование
Общество и человек
Следующий урок
Развитие общества
Общество и человек
Урок подготовил(а)
teacher
Николай Евгеньевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Действительные числа

    Алгебра

  • Электродвигатели. Гальванометр. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли

    Физика

  • Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке