Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Древние люди на территории нашей страны. Языковые семьи и первые государства

История Древней Руси

26.04.2024
3297
0

Древние люди на территории нашей страны

 

Вступление

Рис. 1. Территория современной России

Посмотрите на рис. 1. 

 

Вы видите контуры той территории, которую сейчас занимает наша страна. Россия простирается от Балтийского и Чёрного морей на западе до Тихого океана на востоке, от Чукотки на севере до Северного Кавказа и Уссурийского края на юге. В России проживает много разных народов, говорящих на разных языках и ведущих разное хозяйство. Однако нас объединяют общие границы, законы, транспортная система, денежная единица, государственный язык. Так было не всегда. Тем интереснее узнать, когда на нашей территории появились первые люди, чем они занимались, в каких условиях жили, являются ли они для нас предками?

План урока

  • Появление людей на территории современной России
  • Занятия первых людей и их продвижение на север
  • Новые занятия людей: неолитическая революция
  • Начало железного века

Цели урока

  • знать понятия: палеолит, мезолит, неолит, железный век, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, микролиты
  • знать события и их даты: появление первых людей на территории современной России, отступление ледника, неолитическая революция
  • уметь называть места известнейших стоянок древних людей на территории России, характеризовать занятия населения в период каменного века и их орудия труда, объяснять влияние климата на жизнь людей, сравнивать занятия и образ жизни людей в периоды каменного и железного вв.

Появление людей на территории современной России

 

Рис. 2. Вход в Денисову пещеру. Алтай

Вы уже знаете, что современный вид человека появился в Африке около 2,5 млн лет назад. Отсюда началось его расселение по планете. Однако учёные говорят, что на Земле жили и другие виды людей: неандертальцы, денисовцы. Примерно 2 млн лет назад началось Великое оледенение. Первые люди тогда могли выживать только в тёплом мягком климате, где можно легко добыть пищу, ведь самостоятельно получать огонь и производить продукты они ещё не умели. Поэтому и на территории современной России первые люди появились в её южной части. Последние исследования и находки археологов говорят о том, что самые древние стоянки в нашей стране расположены на Северном Кавказе в республике Дагестан и на Таманском полуострове в Краснодарском крае (рис. 2). На данный момент учёные не могут точно определиться с их датировками. Предположительно, люди здесь были около 1 млн лет назад. Известно также, что это были неандертальцы.

 

Рис. 2. Карта-схема. Первые люди на территории современной России

Рис. 3. Житель стоянки у д. Костёнки. Реконструкция М. М. Герасимова

Если мы посмотрим на карту (рис. 2), то увидим, что южнее зоны оледенения на территории современной России найдены и другие древние стоянки. Особый интерес представляет Денисова пещера в Алтайском крае , где нашли останки людей, не относящихся ни к кроманьонцам (современный вид), ни к неандертальцам. Здесь археологи также обнаружили костяные иглы, изделия из раковин и бивней мамонта. По результатам исследований, люди в пещере жили около 50 тыс. лет назад.

 

На южной границе оледенения недалеко от современного города Воронежа у деревни Костёнки ещё в конце XIX в. была обнаружена стоянка первобытных людей современного типа, проживавших здесь примерно 35–45 тыс. лет назад (рис. 3)


Около 1 млн лет назад появление первых людей на территории современной России.

 

35–45 тыс. лет назад появление людей современного типа на территории России.


Упражнение 1

 

1. Назовите древнейшие стоянки первобытных людей на территории современной России и покажите их на карте (рис. 2).

2. Узнайте, какие стоянки первобытных людей найдены на территории вашей области, края или республики.


Занятия первых людей и их продвижение на север

 

Земли к югу от зоны оледенения представляли собой холодные степи, где обитали крупные животные, способные выживать в суровом климате: мамонты, шерстистые носороги, бизоны, лошади, лоси, северные олени.

Рис. 4. Орудия труда эпохи палеолита

Выжить в одиночку люди в то время не могли: они объединялись в небольшие группы по 20–30 человек, охотились на животных и собирали съедобные растения, их корни и плоды. Основным занятием была охота. Со временем люди научились не только использовать и поддерживать огонь, но и добывать его.

 

Все названные стоянки относятся к периоду палеолита древнего каменного века, когда человек умел изготавливать орудия труда из камня и костей животных (рис. 4). 

Рис. 5. Захоронение со стоянки Сунгирь. Реконструкция

С помощью костяной иглы и сухожилий животных или растительных волокон человек стал шить себе одежду из шкур животных. Необходимость взаимодействия способствовала развитию речи и мыслительной деятельности человека.

 

Около 25 тыс. лет назад первобытные люди на территории нашей родины продвинулись на север. Археологи обнаружили ещё несколько стоянок севернее южной границы оледенения: под городом Владимир (Сунгирь), на р. Чусовой (рис. 5).

Рис. 6. Костёнковская Венера

Предположительно, эти стоянки использовались как сезонные стойбища охотников. Исследования учёных говорят о том, что стоянка Сунгирь имеет много схожего со стоянками в Костёнках. В погребении найдены кинжалы и копья, одно из которых имеет длину 2,4 м. 

 

Уже в эпоху палеолита жители современной территории России знали искусство. Это подтверждают находки, сделанные археологами в Каповой пещере на Урале в республике Башкирии и у д. Костёнки в Воронежской области. В пещере можно увидеть рисунки животных, сделанные первобытным человеком, а на стоянке в Костёнках обнаружили статуэтки женщин (палеолитические Венеры), выполненные из камня и бивня мамонта (рис. 6–7).

Рис. 7. Наскальная живопись. Капова пещера

Примерно 14–12 тыс. лет назад ледник начал отступать. Животные стали продвигаться на север, за ними шли люди. Изменение климата и охота привели 

к вымиранию крупных животных. Человек теперь обратил внимание на мелких животных и птиц. Поэтому изменился характер охоты и оружия. Люди научились изготавливать составные орудия обработанные кусочки каменных пластинок ( микролиты ) вставляли в подготовленное дерево или кость. Микролиты можно было менять, не изготавливая полностью новое орудие. Тогда же изобрели лук и стрелы, скребки, рыболовные снасти, лодку, лыжи, сани. 

Рис. 8. Микролиты периода мезолита

Тогда же человек приручил собаку, которая помогала ему охотиться. Изобретения и отступление ледника позволили человеку продвинуться дальше вплоть до Северного Ледовитого океана (в России найдена стоянка первобытных людей на р. Печоре). Названные изменения происходили на протяжении нескольких тысяч лет (11–8 тыс. лет назад) в период мезолита (средний каменный век) (рис. 8–9).

 

Уже к концу эпохи палеолита люди стали объединяться в родовые общины, в которые входили родственники. Имущество общины принадлежало всем, важные вопросы решали совместно. Несколько родовых общин, живущих рядом, стали объединяться в племя.


Палеолит   древний каменный век.

 

Мезолит средний каменный век.

 

14–12 тыс. лет назад   отступление ледника.


Упражнение 2

 

1. Почему в период палеолита человек не мог выживать в одиночку?

2. Что способствовало продвижению людей на север?

3. Чем отличаются орудия труда и оружие периода мезолита от периода палеолита?


Новые занятия людей: неолитическая революция

Рис. 9. Деревянный серп с микролитами

Долгое время люди не умели сами производить продукты, а лишь брали их у природы. Такой тип хозяйства учёные называют присваивающим .

 

Примерно 5–6 тыс. лет назад на юге современной России зародилось земледелие. Это подтверждают находки новых орудий труда: каменной мотыги для обработки земли и деревянного серпа с микролитами для срезания колосьев. Древние земледельцы выращивали ячмень, просо, пшеницу, горох. Затем на каменных зернотёрках перемалывали в муку.

Люди периода неолита (нового каменного века) стали заниматься не только земледелием, но и разведением скота, поскольку смогли приручить некоторых животных: овец, коз, свиней, лошадей, коров.

 

Таким образом, человек научился сам производить продукты, необходимые ему для жизни, прикладывая свой труд. Хозяйство земледельцев и скотоводов учёные называют производящим . Поскольку переход от присваивающего хозяйства к производящему произошёл в период неолита, то в отношении этого процесса стали использовать термин неолитическая революция .

 

В период неолита также появились ремёсла. Люди научились обжигать глину 

и изготавливать керамическую посуду, ткать, шить.


Присваивающее хозяйство деятельность первобытного человека, заключающаяся в присвоении даров природы (охота, собирательство, рыбная ловля).

 

Производящее хозяйство деятельность человека, заключающаяся 

в самостоятельном производстве продуктов, необходимых для жизни с помощью труда.

 

Неолит новый каменный век.

 

Неолитическая революция переход первобытных людей от присваивающего хозяйства к производящему.


Упражнение 3

 

Как вы думаете, неолитическая революция увеличила или сократила зависимость человека от природы? Ответ поясните.


Начало железного века

Рис. 10. Деревянный плуг с железным наконечником

Примерно 3 тыс. лет назад некоторые общины, проживавшие на территории современной России, научились добывать и обрабатывать железо. Поэтому учёные говорят о наступлении железного века. Это значительно изменило их жизнь, поскольку металлическими изделиями гораздо проще обрабатывать землю и дерево (рис. 10). Люди смогли получать больше урожая, чем раньше, и обмениваться продуктами с теми племенами, которые занимались скотоводством. Выбор занятия племени зависел во многом от природы и климата в местах его проживания.

Рис. 11. Бронзовые скифские наконечники

Занятие земледелием требовало нахождения человека рядом с полем. 

В то же время животным нужны были новые пастбища. Поэтому земледельческие племена перешли к оседлому образу жизни, а         скотоводческие — к кочевому.

 

Помимо железных орудий труда (ножей, топоров, серпов) люди начали изготавливать и оружие из металла: наконечники копий и стрел, мечи (рис. 11).

Численность населения росла нужны были новые поля и пастбища. Это привело к столкновениям между скотоводческими и земледельческими племенами. Нападения обычно совершали кочевники, поскольку росло и поголовье скота, нуждающееся в больших, чем раньше, пастбищах. Постепенно земледельцы переселялись из степной полосы в лесостепную. Здесь они вырубали деревья, сжигали пни и распахивали землю, которой пользовались несколько лет. По мере истощения почвы, они оставляли участок и распахивали новый.

 

Постепенно в общине выделялись наиболее знающие, пользующиеся уважением люди. К ним прислушивались при организации работ, проведении религиозных обрядов, решении спора между соплеменниками. Так появились старейшины. Поскольку племенам приходилось воевать, то среди мужчин выделялся наиболее опытный, смелый воин, чьё слово было весомым для войска. Так появлялся вождь. Старейшины и вожди управляли племенем.


Упражнение 4

 

1. Как обработка железа повлияла на жизнь людей?

2. Почему некоторые племена стали переходить к оседлому образу жизни, а другие продолжали кочевать?

3. Как борьба между земледельцами и кочевниками повлияла на организацию их жизни?


Контрольные вопросы

 

1. В какую эпоху и где появились первые люди на территории современной России? Подберите доказательства. К какому типу они относятся? 

2. Как изменилась жизнь человека в период мезолита? Почему?

3. Как вы думаете, когда произошли наиболее важные изменения в жизни человека: в эпоху неолита или в начале железного века?


Предыдущий урок
Создание Монгольской империи. Походы Батыя
История Древней Руси
Следующий урок
Борьба Москвы и Твери. Великое княжество Литовское и Русское
История Древней Руси
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Живое Средневековье. Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

    История

  • М.Ю.Лермонтов. Лирика

    Литература

  • Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке