Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Повествование делового и научного стилей

Текст

28.03.2024
1907
0

Повествование делового и научного стилей

 

На прошлом уроке вы научились анализировать рассказ. Сегодня мы завершим изучение повествования как типа речи, рассмотрев повествование делового и научного стилей.

 

План урока

  • Деловое повествование
  • Научное повествование
  • Глагольные формы, языковые средства и другие особенности делового и научного повествования

Цели урока

  • Знать: отличительные черты, особенности композиции, языковые средства делового и научного видов повествования
  • Уметь: анализировать повествование делового и научного стилей и отличать их от художественного и разговорного


Деловое повествование обычно составляет основу текстов-инструкций или текстов, которые называют полезными советами. Темы текстов-инструкций и полезных советов могут быть различными. В них характеризуются действия, которые необходимо выполнить при совершении какой-либо работы, в таких текстах точно обозначается последовательность действий.

 

Сравните два текста:

 

1. Решили как-то Аля и Аня приготовить яичницу к приходу мамы. Достали всё необходимое из холодильника и шкафчиков. Только – вот беда! – разбили одно яйцо, оставив на полу жёлто-прозрачную кляксу. Делать нечего, пришлось сначала наводить порядок. Запыхавшись, девочки водрузили тяжёлую чугунную сковородку на конфорку. Зажгли огонь не сразу, потратив несколько спичек. Аля обожгла пальцы и принялась реветь, попутно отрезая масло прямо в стеклянной, будто изо льда сделанной маслёнке. Аня разбила пару яиц, насорив в сковородку крошками скорлупы. Когда мама вернулась с работы, на столе её ждал ужин, приготовленный от души.

2. Для приготовления яичницы-глазуньи вам понадобится: сковорода, лопатка, два-три яйца, один небольшой кубик сливочного масла, одна щепотка соли и приправы по вкусу. Сковороду поставьте на средний огонь, положите масло и подождите до тех пор, пока оно не растопится и не начнёт шипеть. Аккуратно разбейте на сковороду яйца, посыпьте солью и приправами. Следите за огнём. Когда белки приобретут белый плотный цвет, выключите огонь и с помощью лопатки переложите глазунью на тарелку.

В первом тексте говорится о последовательных действиях определённого лица, а во втором – обобщённого. Инструкция составлена для большого количества людей, она адресована обобщённому лицу; в тексте используются, например, глаголы в форме повелительного наклонения

 

Научное повествование подразумевает четкий рассказ о событиях или явлениях, которые передаются в строгой логической последовательности. Основная цель такого текста – выявить и зафиксировать этапы изменений, а также обнаружить новые сведения, подкрепив их выводами, сравнениями и обобщениями.

 

Любые тексты научной направленности имеют четкую структуру построения (повествование в том числе). 

 

В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится, и значимые особенности того, о чем пойдет речь. В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы и прочие доказательства, которые были получены в ходе исследования. В заключительной части научного текста излагаются выводы.

 

Примером научного повествования с элементами описания может служить фрагмент статьи из учебника биологии по теме «Амёба»:

 

Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.

 

В повествовании делового и научного стилей используются различные глагольные формы:

 

  • неопределённая форма глагола со словами надо, нужно, следует, необходимо и т. п. (надо взять, нужно задействовать);
  • возвратный глагол настоящего времени 3-го лица единственного числа (делается, берётся);
  • форма 1-го лица множественного числа (делаем, берём);
  • форма повелительного наклонения (положите, насыпьте);
  • самый распространённый вариант – форма 3-го лица множественного числа настоящего времени со значением «так принято делать», «так делает большинство» (перекладываюточищают).

 

В деловом и научном повествовании для указания на последовательность действий обычно используются слова во-первыхво-вторых, сначала, потом, далее, затем, после этого и др.

 

Обратите внимание: в научных и деловых текстах отсутствует личность автора (совсем или почти), а адресатом текста (читателем или слушателем) обычно выступает некая группа, общность людей, а не единичная личность. 

                       

Нужно помнить о требованиях стиля: для делового стиля оставляйте только нужные сведения, следите за использованием языковых средств, в т. ч. за выбором глагольных форм и обозначением последовательности действий.


Контрольные вопросы:

 

  1. Чем отличается деловое повествование от текстов других типов и стилей?
  2. Чем отличается научное повествование от текстов других типов и стилей?


Предыдущий урок
Научная речь. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение
Текст
Следующий урок
Способы связи предложений в тексте
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Правописание окончаний

    Русский язык

  • Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

    Русский язык

  • Научная речь. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке