Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Научная речь. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение

Текст

Научная речь. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение

Сегодня мы поговорим о научном стиле речи, научном понятии, термине и логическом определении, а также о рассуждении-объяснении.

 

План урока

  • Научная речь и официально-деловая речь
  • Научный стиль речи и его особенности
  • Научное понятие, его элементы и особенности построения
  • Определение рассуждения-объяснения и его особенности
  • Структура рассуждения-объяснения

Цели урока

  • Знать: различия между научным и официально-деловым стилем, алгоритм построение логического определения, признаки рассуждения объяснения.
  • Уметь: разграничивать научный и деловой стиль речи, определять научный стиль речи, строить определения научных понятий, анализировать тексты типа рассуждения-объяснения.

Вы помните, что выбор стиля речи зависит от речевой ситуации (условий и цели общения).

 

Научная речь

 

Научно-деловая речь включает в себя речь двух стилей – научного и официально-делового. Оба эти стиля относятся к книжной речи. У них есть общие черты, но различаются они задачами общения и предметом речи.

 

Задача речи научного стиля – сообщить обобщённые сведения о мире, которые помогут его узнать и понять (сообщение + объяснение).

 

Задача речи официально-делового стиля – сообщить конкретные сведения из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение + инструкция).

Рис. 1. Научный стиль Рис. 1. Научный стиль

В научной речи активно используются слова с обобщённым и отвлечённым значением, часто с суффиксами -ость-, -ени- (плотность, горение), научные термины (параллель, биссектриса, морфология, экватор).

В этом стиле преобладают имена существительные и прилагательные, глаголов немного. Обычно используются глаголы со значением отношения, а не действия (являются, отличают(ся), обозначают(ся), относится).

 

Определение научного понятия

Рис. 2. Научное понятие Рис. 2. Научное понятие

Давайте рассмотрим, как строится логическое определение:

  • называется термин – стилистика;
  • указывается родовое (широкое) понятие – наука;
  • сообщается видовой (отличительный) признак – которая изучает стили речи.

Если вы научитесь правильно строить определения научных понятий, то вам не нужно будет заучивать формулировки понятий по всем школьным предметам, ведь вы сможете самостоятельно сформулировать любое определение!

Рис. 3. Схема построения логического определения Рис. 3. Схема построения логического определения

Рассуждение-объяснение

 

В научной литературе нередко попадаются тексты, в которых даётся объяснение каким-то явлениям, раскрываются различные понятия. Такие тексты отвечают на вопрос что это такое? и относятся к типу речи «рассуждение». Мы будем называть такие тексты рассуждением-объяснением.

 

Обычно такой текст начинает с определения понятия, в котором раскрываются его основные признаки, один или два. Оставшиеся признаки, тоже важные, хотя и не всегда обязательные, сообщаются в тексте, который следует за логическим определением. Эта часть текста по строению может немного напоминать описание предмета.

 

Тогда как отличить рассуждение-объяснение от описания предмета?

 

Описание отвечает на вопрос какой предмет?, его цель – воссоздать видимый, воспринимаемый зрением образ конкретного предмета.

 

Рассуждение-объяснение отвечает на вопрос что это такое?, его цель – раскрыть содержание отвлечённого понятия, которое нельзя увидеть, а можно только понять, узнать о нём.

 

Если говорить проще, то различать эти два типа текста нам поможет приём фотографирования: предмет речи описания «сфотографировать» можно, а то, о чём говорится в рассуждении-объяснении, «сфотографировать» нельзя.

 

В качестве примера рассуждения-объяснения можно рассмотреть статью из «Словаря юного филолога».

Рис. 4. Рассуждение-объяснение Рис. 4. Рассуждение-объяснение


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите отличия научной и официально-деловой речи.
  2. О каких морфемных, морфологических и лексических особенностях научного стиля вы узнали?
  3. Как правильно построить определение научного понятия?
  4. Какой текст можно назвать рассуждением-объяснением?
  5. Как отличить рассуждение-объяснение от описания предмета?


Предыдущий урок
Правописание сложных прилагательных
Орфография
Следующий урок
Повествование делового и научного стилей
Текст
  • А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 1

    Литература

  • Разряды местоимений. Часть 2: Указательные, определительные, вопросительно-относительные местоимения

    Русский язык

  • Правописание приставок

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке