Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Параллельная связь с повтором. Исправление неудачного повтора

Текст

11.12.2023
1801
0

Параллельная связь с повтором. Исправление неудачного повтора

 

На прошлых уроках вы начали изучать способы и средства связи предложений в тексте, сегодня мы продолжим знакомиться с данной темой и узнаем о типичной ошибке, которая встречается в текстах.

 

План урока

  • Параллельная связь предложений с повтором
  • Повтор как речевой недочёт
  • Перестроение предложения в качестве исправления неоправданного повтора
  • Замена повтора синонимом или местоимением

Цели урока

  • Знать: для чего нужен повтор как средство связи, в каких случаях повтор становится ошибкой; основные способы исправления повтора-недочёта
  • Уметь: находить в тексте неоправданный повтор и исправлять его, выбирая наиболее подходящий способ


Параллельное строение текста обычно придаёт речи торжественность, возвышенность.  При параллельной связи повтор подчёркивает, выделяет самое важное в высказывании – его основную мысль. Как правило, эта мысль (в обобщённом виде) высказывается в начале или в конце текста с повтором.

 

Но следует быть внимательными: неоправданное использование повтора приводит к монотонности речи, к её однообразию. В таком случае повтор является речевым недочётом, т. е. ошибкой. Если повтор не выполняет функции средства выразительности, то его следует избегать.

Чтобы избавиться от повтора-недочёта, в некоторых случаях нужно перестроить предложения. 

 

Неудачный повтор можно устранить, заменив повторяющееся слово синонимом или местоимением, т. е. выбрать другое средство связи (см. Таблицу 1).     

 


Таблица 1. Исправление повтора


Кроме того, существует еще несколько способов устранения неудачного повтора (см. Таблицу 2):

  • объединить несколько предложений в одно с однородными членами;
  • объединить предложения, превратив одно из них с словосочетание;
  • исключить лишнее слово.


Таблица 2. Исправление повтора


При устранении неоправданного повтора нужно решить, какой способ исправления наиболее удачный. Если предложения короткие, однотипные, то лучшим решением будет объединить их.

 

При замене повтора синонимом:

 

  • определите стиль речи и узнайте, соответствует ли ему выбранное слово;
  • вдумайтесь в содержание текста и решите, не исказит ли исправление смысл;
  • проверьте, есть ли уже рядом или близко то слово, которое вы выбрали в качестве замены.


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие функции выполняет повтор при параллельной связи в тексте?
  2. Почему иногда повтор превращается в речевую ошибку?
  3. Как исправить предложение с неоправданным повтором? Перечислите способы и приведите примеры.


Предыдущий урок
Типы речи. Описание состояния окружающей среды
Текст
Следующий урок
Орфоэпия. Произношение имен прилагательных
Фонетика
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Годовой ход температуры воздуха

    География

  • Словообразование наречий

    Русский язык

  • Культура раннего Возрождения

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке