Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи. Повествование. Повествование в художественной и разговорной речи

Текст

25.04.2024
2269
0

Типы речи. Повествование. Повествование в художественной и разговорной речи

 

Сегодня мы вернёмся к рассмотрению типов речи в русском языке и начнём анализировать повествование, а также подробно познакомимся с его видами – повествованием в художественной и разговорной речи.

 

План урока

  • Повествование как тип речи и его особенности
  • Художественный и разговорный стиль
  • Роль вида глагола в тексте-повествовании
  • Действие одного или нескольких лиц в художественном или разговорном повествовании

Цели урока

  • Знать: определение повествования, художественного и разговорного стиля речи, особенности художественного и разговорного повествования
  • Уметь: доказывать, что текст является повествованием, анализировать текст-повествование


Вы уже знаете, что в повествовании говорится о линейных, последовательных, сменяющих друг друга действиях. Если автор хочет выделить особо какие-либо действия, то он описывает их более подробно. 

 

Этот тип речи используется в первую очередь в художественных текстах, в сюжете которых ряд событий представлен во временной последовательности. Поступки героев, обстоятельства или какие-либо явления чаще всего не случаются одновременно, а последовательно сменяют друг друга, приобретают другие свойства. Проще всего это объяснить на примере фото или видео. Повествование, то есть развитие действия, никак не получится изобразить на одном кадре, их всегда понадобится несколько.

 

Это объясняет своеобразие языковых средств, которые участвуют в создании повествования:

 

  • преобладание глаголов и глагольных форм;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • обстоятельства времени.

 

Обычно повествование как тип речи предполагает наличие места и времени действия, а также действующего лица.

 

С одной стороны, такой текст может быть наполнен изобразительными средствами. А с другой стороны, повествование также может нести много фактической информации. Именно по этой причине повествование используется во всех стилях речи и многих жанрах:

 

  • художественных (рассказах, повестях, романах);
  • публицистических (репортажах, статьях, очерках, блогах);
  • научных (докладах, исторических справках, научно-популярных статьях в СМИ);
  • деловых (инструкциях, докладных, протоколах, отчетах).

 

Художественный стиль — это стиль художественной литературы, для которого характерен образный язык: употребление слов в переносном значении, эпитеты, метафоры и т. д.

 

Разговорный стиль  — это стиль живого общения, для которого характерна разговорная лексика.

 

Примером повествования в художественной речи является отрывок из рассказа В. Бианки. Обратите внимание на глаголы, которые называют последовательные действия:

 

Вот набили они лодку рыбой, закинули сети и поплыли к берегу. Старик гребёт, внук правит, вперёд глядит. И видитплывёт навстречу коряга…

 

Важную роль в создании текста-повествования играет вид глаголов. Напомним, что глаголы совершенного вида (сделал, съел, увидел) указывают на результат, а глаголы несовершенного вида (делал, ел, видел) – на процесс, т. е. на действие, которое происходит в течение какого-то промежутка времени.

 

В повествовании может идти речь не только об однократных действиях, сменяющих друг друга, но и о повторяющихся многократных действиях. Такое значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно они стоят в форме прошедшего времени: 

 

Леночка дважды в неделю бегала заниматься уроками по пению, которые ей давала пожилая соседка, Вера Олеговна. Девочка торопливо стучалась в дверь, а внутрь влетала как вихрь.

 

Иногда в повествовании сообщается об одном и том же действии одного и того же лица. В таком случае название лица и самого действия может опускаться: 

 

Я стал одеваться в полной темноте. Рубашка, носок, второй носок, штаны, свитер, шарф, варежки, валенок, шуба, ещё валенок, шапка… Всё!

(По Ю. Коринцу)

 

Чтобы текст больше походил на повествование, попробуем придумать, какие глаголы и слова, указывающие на последовательность действий, мог бы использовать автор: 

 

Я стал одеваться в полной темноте. Влез в рубашку, натянул носок, затем – второй носок; проскочил в штаны, протиснулся в свитер, намотал шарф, взял в зубы варежки, встал в один валенок, осталась только шуба, нащупал ещё валенок, нахлобучил на голову шапку… Всё!

 

В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. В таком случае в тексте связь предложений чаще всего параллельная, а наиболее распространённым средством связи является повтор.

 

В одном тексте автор может соединять разные типы речи для того, чтобы ярче изобразить картину, сделать её более осязаемой и зримой; чтобы лучше донести свой замысел до читателей. О связи различных типовых фрагментов в тексте мы будем говорить позднее.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое повествование?
  2. Какие языковые средства и композиционные элементы характерны для повествования?
  3. В каких стилях и жанрах встречается повествование?
  4. Дайте определение художественного и разговорного стиля.
  5. Какую роль играет глагол и его вид в тексте-повествовании?
  6. Что характерно для повествования, в котором одно действующее лицо? Несколько действующих лиц?


Предыдущий урок
Повествование в рассказе
Текст
Следующий урок
Параллельная связь с повтором. Исправление неудачного повтора
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Модуль числа

    Математика

  • Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

    История

  • Дефис в наречиях

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке