Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы речи. Описание. Описание места

Текст

26.04.2024
2085
0

Типы речи. Описание. Описание места

 

Сегодня мы вернёмся к обсуждению типов речи и поговорим об особенном виде описания – описании места.

 

План урока

  • Описание и его разновидности
  • «Данное» и «новое» в описании
  • Лексические и морфологические особенности описания места
  • Порядок слов в описании места

Цели урока

  • Знать: о лексических, морфологических и синтаксических особенностях текста-описания места, разновидности описания
  • Уметь: определять тип описания места, самостоятельно составлять тексты этого типа


Итак, вы уже знаете, что в повествовании говорится о сменяющих друг друга действиях, а в описании – об одновременных признаках чего-либо или кого-либо. В зависимости от предмета описания (того, что описывается) выделяются следующие виды описания: описание предмета – вещи, животного или человека (портрет); описание места; описание состояния – окружающей среды или человека. Каждый из этих видов текстов строится по-особенному.

 

В описании предмета говорится о признаках предмета, а предложения строятся по следующей схеме:

                        

«данное» – предмет

кто? что?  

«новое» – признак

какой?

 

О чём же говорится в описании места? Каким образом строится такой вид описания?

 

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте представим, что вы впервые приехали в другой город. Вы осматриваетесь: всё вокруг новое. Вы бегло схватываете взглядом детали: место (где?) и предметы, которые здесь находятся (что?).

 

Так и строится описание места: в нём говорится о предметах и их местоположении. Предложения строятся по схеме:

 

                                                  

«данное» – место

где?  

«новое» – предмет

что? 

 

 

Примером описания места является отрывок из рассказа М. Пришвина:

На вырубке вокруг старых чёрных пней было множество высоких красных цветов… Тут были и белые ромашки, звонцы, синие колокольчики, лиловое кукушкино платье – каких только цветов не было… А возле чёрных пней можно было ещё найти переспелую и очень сладкую землянику. 

 

В описании места часто употребляются предложения без глаголов-сказуемых: Справа, посередине стены – коричневый кафельный камин. (А. Куприн)

 

В таких текстах используются различные части речи со значением места: здесь, рядом с ним, из-под чего-либо, направо от, слева от, где-то, внизу, около, вблизи, недалеко от, поблизости, в паре шагов и др.

 

В художественном описании места употребляются имена прилагательные и причастия, которые помогают «нарисовать» предмет, а также глаголы со значением признака – белеет, жужжит.

 

А вот глаголы, которые указывают только на наличие предмета – располагается, лежит, находится и др., используются в основном в деловом стиле.

 

Порядок слов в текстах, описывающих место, зависит от основной мысли высказывания. Если цель – рассказать о том, какие предметы находятся в помещении, то сначала называется место, т. е. где?, а потом предмет, т. е. что?

 

Если же важно обратить внимание на состояние помещения, например,  на порядок или беспорядок в комнате, на новую или обветшавшую обстановку и т. д., то последовательность слов в предложении меняется. Сначала называется предмет, т. е. что?, затем место, т. е. где?. Значит, предложения строятся по следующей схеме:

 

«данное» – предмет

что? 

«новое» – место

где? 

 

Интересно, что в описании места «данное» может отсутствовать, если автора не интересует, где располагается каждый отдельный предмет.


Контрольные вопросы:

 

  1. Какие виды описания вы знаете? Чем отличается описание места от других видов?
  2. Какие части речи чаще всего встречаются в подобных текстах?
  3. Что вы можете рассказать о порядке слов в описании места? Всегда ли он является одинаковым?


 

Предыдущий урок
Параллельная связь с повтором. Исправление неудачного повтора
Текст
Следующий урок
Текст. Структура сочинения
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Отношения

    Математика

  • Преобразование обыкновенной дроби в десятичную

    Математика

  • Процентное отношение двух чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке