Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными

Системы уравнений и неравенств

13.12.2024
2146
0

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

План урока

  • Линейное уравнение с двумя переменными;
  • График линейного уравнения с двумя переменными;
  • Решение заданий по теме.

Цели урока

  • Знать определение линейного уравнения с двумя переменными;
  • Знать понятия: решение уравнения, график уравнения, равносильные уравнения, свойства линейных уравнений;
  • Уметь выражать одну переменную через другую;
  • Уметь строить график линейного уравнения;
  • Уметь решать линейное уравнение в натуральных числах.

Разминка

  • Что называется уравнением?
  • Что значит решить уравнение?
  • Какие уравнения вы знаете?
  • Что называется корнем уравнения?
  • Какой общий вид имеет линейная функция?
  • Что является графиком линейной функции?

Линейное уравнение с двумя переменными 

 

Вы уже давно знакомы с самым простым типом уравнений – линейными уравнениями с одной переменной. Вот пример такого уравнения:  

 

5x-2=8,

5x=10, 

x=2


Линейное уравнение с одной переменной – это уравнение вида ax=b, где x-переменная, которую нужно найти, а a и b – некоторые числа. 


Корень уравнения – это число, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение – значит найти все его корни или показать, что корней нет. 


Рассмотрим, какое количество решений может иметь линейное уравнение с одной неизвестной.

 

Нет решений

1 решение 

Бесконечное множество решений 

3x-5=3x+7

3x-3x=7+5

0x=12

Нет решений 

3x-5=1

3x=1+5

3x=6

x=2

2(3x+1)=6x+2

6x+2=6x+2

6x-6x=2-2

0x=0

x - любое

 

Теперь рассмотрим такую задачу. Одно число (обозначим его x) на 5 меньше квадрата другого числа (обозначим его за y). Тогда можно составить уравнение к этой задаче: 

 

y2-x=5

 

Мы получили уравнение с двумя неизвестными x и y. Это равенство выполняется не при всех значениях переменных. Например, для x=4y=3 оно выполняется, а для x=3y=2 такое равенство не выполняется. Подобное равенство с двумя переменными называют уравнением с двумя переменными, а пару чисел x=4y=3 называют решением уравнения

 

Рассмотрим еще одну задачу. Группу из 42 артистов нужно заселить в гостиницу в двухместные и трехместные номера, так, чтобы в номерах не осталось свободных мест. Пусть x – количество двухместных номеров, а y – количество трехместных номеров. Тогда 2x – это количество артистов в двухместных номерах, а 3y – количество артистов в трехместных номерах. Составим уравнение: 

 

2x+3y=42

 

Например, пара чисел x=15y=4 будет являться решением этого уравнения. 


Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ax+by=c, где x и y – переменные, которые нужно найти, а ab и c – некоторые числа. Числа a и b называются коэффициентами при неизвестных x и y соответственно, а число c называется свободным членом


Примеры линейных уравнений с двумя переменными:

 

2x-7y=65,    7(x-2)+2(y+3)=2x+5,    9x=4y+13

 

Примеры уравнений с двумя переменными, которые не являются линейными (не приводятся к виду ax+by=c): 

 

2x2+7y-3=10,    xy+1=9,    x+(y-2)2=26


Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных x; y, обращающая это уравнение в верное равенство. На первом месте принято писать значение переменной x, а на втором – значение переменной y.


Вернемся еще раз к уравнению 2x+3y=42, полученному в рассмотренной выше задаче. Например, его решениями будут пары чисел (21; 0)(18; 2)(15; 4), (12; 6) и другие. Среди бесконечного множества решений данного уравнения есть, например, и такие пары, как (36; -10), которые не могут служить решением данной задачи, так как количество номеров не может быть отрицательным. 


Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называются равносильными

Уравнения с двумя переменными, которые не имеют решений, также считаются равносильными. 


Отметим, что уравнения с двумя переменными обладают всеми свойствами линейных уравнений с одной переменной. А именно: 

 

1. если обе части уравнения умножить (или разделить) на одно и то же отличное от нуля число, то получим равносильное уравнение; 

2. если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак на противоположный, то получим равносильное уравнение. 


Пример 1 

Составить уравнение к задаче и подобрать одно решение. 

Сахар расфасован в пакеты по 3 кг и по 5 кг. Сколько пакетов каждого вида надо взять, чтобы получить 38 кг сахара? 


Решение 

 

Пусть x – количество пакетов по 3 кг, y – количество пакетов по 5 кг. Тогда 3x – количество кг сахара в трехкилограммовых пакетах, а 5y – количество кг сахара в пятикилограммовых пакетах. Всего сахара нужно 38 кг. Составим уравнение: 

 

3x+5y=38

 

Проверим, что пара чисел (1;7) является решением. Действительно, 

 

3·1+5·7=38

 

Ответ: 1 пакет по 3 кг и 7 пакетов по 5 кг.


Упражнение 1 

1. Составить уравнение к задаче. 

Сколько нужно двухрублевых  и пятирублевых монет, если вся покупка составляет 26 руб? 

2. Составить уравнение к задаче. 

Ваня купил шоколадки по 40 руб и соки по 15 руб. Сколько Ваня купил шоколадок и соков, если за всю покупку он отдал 230 руб? 


Выразить переменную y через x в заданном уравнении с двумя неизвестными x и y – это значит решить это уравнение относительно y при любом заданном значении x


Снова вернемся к уравнению 2x+3y=42, полученному в рассмотренной нами задаче. Выразим в этом уравнении переменную y через x, используя свойства уравнений. Перенесем слагаемое 2x в правую часть уравнения, изменив его знак на противоположный: 

 

3y=42-2x

 

Теперь разделим обе части уравнения на 3: 

 

y=14-23x.

 

Мы получили формулу для нахождения y. Пользуясь ей, мы можем найти сколько угодно решений нашего уравнения. Для этого нужно взять произвольное значение x и вычислить для него соответствующее значение y. Например: 

 

если x=1, то y=14-23=1313

 

если x=3, то y=14-23·3=12

 

если x=6, то y=14-23·6=10

 

Пары чисел (1; 1313)(3; 12)(6; 10) – решения уравнения 2x+3y=42.  Само уравнение имеет бесконечно много решений, но не все они подходят для решения именно нашей задачи. По условию количество номеров не может быть дробным числом, а также не может быть отрицательным. В таких случаях говорят, что надо решить уравнение «в натуральных числах».  

 

Все решения уравнения 2x+3y=42 в натуральных числах: 

 

(3;12), (6; 10), (9; 8), (12; 6), (15; 4), (18; 2). 


Пример 2 

Является ли решением уравнения 7x+y=23 пара чисел: 

 

а) (-2; 31);

б) (2;9);

в) (3; 2); 

г) (-1; 36). 


Решение 

 

а) Проверим первую пару (-2; 31). На первом месте указывается значение переменной x, а на втором – значение переменной y

 

Если x=-2y=31, то 7·(-2)+31=1723.

 

Пара чисел (-2; 31) не будет являться решением. 

 

б) Если x=2y=9, то 7·2+9=23.

 

Эта пара обращает уравнение в верное равенство, значит, является решением. 

 

в) Если x=3y=2, то 7·3+2=23.

 

Является решением. 

 

г) Если x=-1y=36, то 7·(-1)+36=2923.

 

Не будет решением уравнения. 

 

Ответ: а) нет; б) да; в) да; г) нет.


Пример 3 

Из линейного уравнения 2x-5y=45 выразите: 

 

а) y  через x;

б) x  через y


Решение 

 

а) Перенесем слагаемое 2x в правую часть, поменяв его знак на противоположный: 

 

-5у=45-2x

 

Разделим обе части уравнения на -5: 

 

y=-9+25x

y=-9+0,4x.

 

б) Перенесем слагаемое -5y в правую часть, поменяв его знак на противоположный: 

 

2x=45+5y

 

Разделим обе части уравнения на 2: 

 

x=22,5+2,5y

 

Ответ: a) y=-9+0,4x; б) x=22,5+2,5y.


Пример 4 

Решите уравнение 3x+2y=15 в натуральных числах. 


Решение 

 

Выразим переменную y через x

 

3x+2y=15 

2y=15-3x

y=15-3x2

y=7,5-1,5x.

 

Если x=1, то y=7,5-1,5·1=6. Натуральное. 

 

Если x=2, то y=7,5-1,5·2=4,5. Не является натуральным. 

 

Если x=3, то y=7,5-1,5·3=3. Натуральное. 

 

Если x=4, то y=7,5-1,5·4=1,5. Не является натуральным. 

 

Если x=5, то y=7,5-1,5·5=0. Не является натуральным. 

 

Если дальше увеличивать значения переменной x, то значения переменной y будут уменьшаться и уходить в отрицательные значения. 

 

Ответ: (1;6), (3;3).


Упражнение 2 

1. Является ли решением уравнения 2x+6y=58 пара чисел: 

а) (-10; 13); 

б) (2;9); 

в) (7; 6); 

г) (-1; 10).

 

2. Из линейного уравнения 4x+5y=64 выразите: 

а) y через x 

б) x через y 

 

3. Решите уравнение 2x+5y=32 в натуральных числах. 


График линейного уравнения с двумя переменными 

 

Каждому решению x; y линейного уравнения с двумя переменными можно поставить в соответствие точку на координатной плоскости, причем значение x будет абсциссой, а значение y – ординатой. 


Графиком уравнения называют множество точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями уравнения. 


Давайте построим график уравнения 3x-2y=-4

Выразим переменную y через x

 

y= 3x+42

y=1,5x+2.

 

Мы получили равносильное уравнение. Этой формулой задается линейная функция, а мы знаем, что ее графиком будет прямая. 

Найдем несколько решений: 

Рис. 1. График уравнения 3х-2у=4

1. (0; 2), действительно, если x=0, то y=1,5·0+2=2;

2. (-1; 0,5), действительно, если x=-1, то y=1,5·(-1)+2=0,5

 

Отметим эти точки на координатной плоскости (рис. 1) и проведем через них прямую. Эта прямая и есть график уравнения 3x-2y=4

 

Как еще может выглядеть график линейного уравнения с двумя переменными? Рассмотрим возможные случаи.

 

1. Пусть a=0b=0c=0. Тогда уравнение примет вид:

 

0·x+0·y=0.

 

Таким образом, мы получили 0=0. Это будет верное равенство при любых значениях x и y. А графиком уравнения будет вся координатная плоскость.

2. Пусть a=0b=0c0. Тогда уравнение примет вид:

 

0·x+0·y=c.

 

Т.е. мы получили c=0, но c0. Это не выполняется ни при каких значениях x и y. Значит, уравнение не имеет решений.

 

3. Пусть a=0b0. Тогда уравнение примет вид:

 

0·x+b·y=c.

 

Тогда y=cb, а графиком будет прямая, параллельная оси x.

 

4. Пусть a0b=0. Тогда уравнение примет вид:

 

a·x+0·y=c.

 

Тогда x=ca, а графиком будет прямая, параллельная оси y.

 

5. Пусть a0b0. Тогда уравнение примет вид:

 

a·x+b·y=c.

 

Графиком в этом случае будет прямая, не параллельная ни одной из осей координат.

 


Если хотя бы один из коэффициентов a или b линейного уравнения с двумя неизвестными ax+by=c отличен от нуля, то графиком уравнения служит прямая.


Пример 5

Постройте график уравнения x+y=5.


Рис. 2. График уравнения х+у=5

Решение

 

В уравнении x+y=5 все коэффициенты отличны от нуля, значит, графиком будет прямая. Для построения прямой достаточно найти координаты двух точек.

 

Пусть x=-1, тогда -1+y=5y=6.

Пусть x=3, тогда 3+y=5y=2.

 

Отметим на координатной плоскости точки (-1; 6) и (3; 2) и соединим их (рис. 2). Мы получили график уравнения x+y=5.


Упражнение 3

1. Постройте график уравнения x+3y=0.

2. Постройте график уравнения 2y=5.

3. Постройте график уравнения -3x=8.

4. Постройте график уравнения -2x+5y=6.


Контрольные вопросы

 

1. Что называется линейным уравнением с двумя переменными? Приведите примеры.

2. Что называется решением уравнения с двумя переменными?

3. Какие уравнения называются равносильными?

4. Какие преобразования уравнения с двумя переменными приводят к равносильным уравнениям?

5. Что является графиком уравнения с двумя переменными?

6. При каком условии график линейного уравнения параллелен оси x? Параллелен оси y?


Ответы

Упражнение 1

 

1. 2x+5y=26

2. 40x+15y=230 

 

Упражнение 2

 

1. а) да 

б) да 

в) нет 

г) да

 

2. а) y=12,8-0,8x  

б) x=16-1,25y

 

3. (1; 6), (6; 4), (11; 2) 

 

Упражнение 3

 

1. 

Рис. 3. Упражнение 3. Ответ

2. 

Рис. 4. Упражнение 3. Ответ

3.

Рис. 5. Упражнение 3. Ответ

4. 

Рис. 6. Упражнение 3. Ответ

Предыдущий урок
Системы линейных уравнений с двумя переменными
Системы уравнений и неравенств
Следующий урок
Решение систем уравнений. Способ сложения
Системы уравнений и неравенств
Поделиться:
  • Линейное уравнение с двумя переменными и его график

    Алгебра

  • Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

    История

  • Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа»

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке