Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Спряжение глаголов

Морфология

26.04.2024
3992
0

Спряжение глаголов. Правописание глаголов 2-го лица в настоящем и будущем времени в единственном числе

Цели урока

  • изучим термины «спряжение», «личное окончание»
  • будем образовывать формы глаголов в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов
  • будем грамотно записывать орфограмму в окончании глаголов во 2-м лице, в единственном числе, в настоящем и будущем временах


Прочитайте записи. Какой признак есть у местоимений? Есть ли этот признак у глаголов? Обратите внимание на окончания глаголов. Что с ними произошло? В каких временах находятся глаголы?

 

я

рисую

нарисую

мы

рисуем

нарисуем

ты

рисуешь

нарисуешь

вы

рисуете

нарисуете

он, она, оно

рисует

нарисует

они

рисуют

нарисуют


Спряжение

 

Глаголы в настоящем и будущем времени сочетаются с местоимениями и переносят на себя признак лица. То есть глаголы в данных временах также изменяются по лицам. Отражается это изменение в окончании, поэтому его называют личным окончанием

 

Изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах называется спряжением


Как изменить глагол по лицам и числам? Как определить лицо и число глагола?


Чтобы изменить глагол по лицам и числам, нужно подставить к нему местоимение. 

 

Например, говорить — мы говорим (1 л., мн. ч.).

 

Чтобы определить лицо и число глагола, нужно:

  1. Посмотреть на местоимение, связанное с глаголом, либо подставить местоимение так, чтобы форма глагола не поменялась;
  2. Определить лицо и число местоимения;
  3. Такое же лицо и число будет у глагола.

Также определить лицо и число глагола можно по окончанию. Для этого нужно запомнить все окончания глаголов.

 

Рис. 1. Спряжение глаголов


Поставьте глагол идти в форму настоящего времени, 2-го лица, единственного числа. Запишите. Какая возникла проблема?


Глаголы в настоящем и будущем времени во 2-м лице в единственном числе

 

Когда образуем у глаголов подобные формы, то возникает орфограмма идёшь. На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (ь): слушаешь, учишь, будешь кушать.



Всегда ли можно образовать любую форму у глагола? 


Форма 1-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

 

Есть глаголы, у которых нельзя образовать некоторые формы. Так глаголы победить, убедить, дерзить, лебезить, дудеть, голосить, шелестеть не имеют форму 1 лица единственного числа.


Упражнение 1

 

Определите лицо, число, время глагола, выделите окончания. Как называются такие окончания?

 

Считает, рассказывают, наклею, пишите.


Упражнение 2

 

Образуйте от глагола молчать форму 2 лица единственного числа настоящего времени. Образуйте от глагола позвонить форму 3 лица множественного числа будущего времени. 


Оцените свою работу по этой теме. Если тема понятна, то нарисуйте улыбку. Если тема до конца не ясна, то нарисуйте линию. Если тема совсем не понятна, то нарисуйте грустное лицо.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Считает (3 л., ед. ч., наст. вр.), рассказывают  (3 л., мн. ч., наст. вр.), наклею  (1 л., ед. ч., буд. вр.), пишите (2 л., мн. ч., наст. вр.).

 

Выделены личные окончания.

 

 

Упражнение 2

 

молчать — молчишь

позвонить — позвонят


Предыдущий урок
Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных
Морфология
Следующий урок
Личные местоимения. Склонение личных местоимений
Морфология
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Трудные времена на русской земле. Русь расправляет крылья

    Окружающий мир

  • Present Simple в общих вопросах

    Английский язык

  • Притяжательный падеж существительных

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке