- узнаем о трёх типах склонения имён существительных
- рассмотрим признаки имён существительных 1-го склонения
- будем учиться проверять написание безударных окончаний существительных первого склонения
Прочитайте слова. Определите, как изменяется слово телефон.
Телефон, у телефона, к телефону, про телефон, с телефоном, о телефоне.

Склонение — это изменение слова по падежам.
Слово телефон изменяется по падежам — склоняется.
И. п. что? телефон
Р. п. чего? (у) телефона
Д. д. чему? (к) телефону
В. п. что? (про) телефон
Тв. п. чем? (с) телефоном
П. п. чём? (о) телефоне
Именительный падеж и единственное число образуют начальную форму имени существительного. Все остальные падежи называют косвенными. Определяют падеж по вопросу и по значению. Например, форма именительного падежа используется для наименования предмета, совершающего действие, винительного падежа — для предмета, на который направлено действие, дательного падежа — для предмета, которому адресовано действие, творительного падежа — для наименования орудия действия.
Обратите внимание!
Важно правильно называть слова в родительном падеже: столяра́, герба́, зонта́, то́рта, ша́рфа, сле́саря.
Однако в русском языке есть существительные, которые не имеют окончания. Их называют несклоняемыми существительными. Падеж у них определяется по вопросу и предлогу, а форма всегда будет одинакова.
Например, взять пальто, пришить к пальто, выйти без пальто.
Прочитайте предложение. Определите падеж имён существительных.
Я рассказал всем о сестре и матери.
Подумайте, почему у существительных в одном падеже разные окончания.
Запомните!

Имена существительные мать и сестра относятся к разным склонениям, поэтому у них разные окончания.
Прочитайте имена существительные. Сравните их: что между ними общего, чем они различаются.
Сестра, аллея, Катя, телепередача, мама, папа, беседа, Ваня, Саша.
Эти слова похожи тем, что имеют окончания -а, -я. Часть слов — сестра, аллея, Катя, телепередача, мама, беседа — женского рода, остальные — мужского рода.
Все записанные имена существительные относятся к 1-му склонению.
Запомните!

Просклоняйте имена существительные 1-го склонения: река, кувшинка.
При склонении имени существительного река у нас не возникло трудностей, так как все падежные окончания ударные. У имени существительного кувшинка окончания безударные , поэтому мы не смогли их написать. Чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных, нужно подобрать слово этого же склонения так, чтобы окончание стало ударным. У слов одного и того же склонения окончания одинаковы.
По ударным окончаниям имён существительных можно проверить безударные окончания имён существительных этого же склонения.
Слова-помощники 1-го склонения — земля, вода.
И. п. (что?) река, кувшинка
Р. п. (чего?) реки, кувшинки
Д. п. (чему?) реке, кувшинке
В. п. (что?) реку, кувшинку
Тв. п. (чем?) рекой, кувшинкой
П. п. (о чём?) о реке, о кувшинке

Упражнение 1
Прочитайте и запишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж имён существительных.
подойти к подруге
уйти без игрушки
проехать по дороге
беседовал с дедушкой
Упражнение 2
Обведите в синюю рамку имена существительные 1-го склонения.

Напишите на звёздочках свои достижения при изучении этой темы.

Упражнение 1
подойти к подруге (д. п.)
уйти без игрушки (р. п.)
проехать по дороге (д. п.)
беседовал с дедушкой (тв. п.)
Упражнение 2

- узнаем о трёх типах склонения имён существительных
- рассмотрим признаки имён существительных 1-го склонения
- будем учиться проверять написание безударных окончаний существительных первого склонения
Прочитайте слова. Определите, как изменяется слово телефон.
Телефон, у телефона, к телефону, про телефон, с телефоном, о телефоне.

Склонение — это изменение слова по падежам.
Слово телефон изменяется по падежам — склоняется.
И. п. что? телефон
Р. п. чего? (у) телефона
Д. д. чему? (к) телефону
В. п. что? (про) телефон
Тв. п. чем? (с) телефоном
П. п. чём? (о) телефоне
Именительный падеж и единственное число образуют начальную форму имени существительного. Все остальные падежи называют косвенными. Определяют падеж по вопросу и по значению. Например, форма именительного падежа используется для наименования предмета, совершающего действие, винительного падежа — для предмета, на который направлено действие, дательного падежа — для предмета, которому адресовано действие, творительного падежа — для наименования орудия действия.
Обратите внимание!
Важно правильно называть слова в родительном падеже: столяра́, герба́, зонта́, то́рта, ша́рфа, сле́саря.
Однако в русском языке есть существительные, которые не имеют окончания. Их называют несклоняемыми существительными. Падеж у них определяется по вопросу и предлогу, а форма всегда будет одинакова.
Например, взять пальто, пришить к пальто, выйти без пальто.
Прочитайте предложение. Определите падеж имён существительных.
Я рассказал всем о сестре и матери.
Подумайте, почему у существительных в одном падеже разные окончания.
Запомните!

Имена существительные мать и сестра относятся к разным склонениям, поэтому у них разные окончания.
Прочитайте имена существительные. Сравните их: что между ними общего, чем они различаются.
Сестра, аллея, Катя, телепередача, мама, папа, беседа, Ваня, Саша.
Эти слова похожи тем, что имеют окончания -а, -я. Часть слов — сестра, аллея, Катя, телепередача, мама, беседа — женского рода, остальные — мужского рода.
Все записанные имена существительные относятся к 1-му склонению.
Запомните!

Просклоняйте имена существительные 1-го склонения: река, кувшинка.
При склонении имени существительного река у нас не возникло трудностей, так как все падежные окончания ударные. У имени существительного кувшинка окончания безударные , поэтому мы не смогли их написать. Чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных, нужно подобрать слово этого же склонения так, чтобы окончание стало ударным. У слов одного и того же склонения окончания одинаковы.
По ударным окончаниям имён существительных можно проверить безударные окончания имён существительных этого же склонения.
Слова-помощники 1-го склонения — земля, вода.
И. п. (что?) река, кувшинка
Р. п. (чего?) реки, кувшинки
Д. п. (чему?) реке, кувшинке
В. п. (что?) реку, кувшинку
Тв. п. (чем?) рекой, кувшинкой
П. п. (о чём?) о реке, о кувшинке

Упражнение 1
Прочитайте и запишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж имён существительных.
подойти к подруге
уйти без игрушки
проехать по дороге
беседовал с дедушкой
Упражнение 2
Обведите в синюю рамку имена существительные 1-го склонения.

Напишите на звёздочках свои достижения при изучении этой темы.

Упражнение 1
подойти к подруге (д. п.)
уйти без игрушки (р. п.)
проехать по дороге (д. п.)
беседовал с дедушкой (тв. п.)
Упражнение 2
