Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Взгляд в будущее

Политика

19.04.2024
1794
0

Взгляд в будущее

 

План урока

  1. Угрозы и вызовы XXI века
  2. Альтернативы общественного развития в постиндустриальном обществе

Цели урока

  • знать определение понятий: глобальные проблемы современности, постиндустриальное общество
  • уметь характеризовать глобальные проблемы человечества и предлагать возможные пути решения

Разминка

  • Какое «наследство» современному обществу оставил XX век?
  • Почему глобальные проблемы так опасны?

Угрозы и вызовы XXI века

Мир изменяется стремительно; сложно предугадать, каким он будет через 10, 20 или тем более 50 лет. Индустриальная эпоха оставила после себя множество проблем, которые необходимо решать нынешним поколениям. Эти проблемы носят глобальный характер и требуют совместного решения всех стран. 

 


Глобальные проблемы — это совокупность социально-природных проблем, имеющих планетарный характер, затрагивающих интересы всех народов, от решения которых зависит экономический и социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.


Рис. 1. Загрязнение вод Мирового океана

Экологические проблемы (рис. 1)

В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объёма мирового производства. Учёные утверждают, что примерно с 1960–1970-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т. е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Среди них наиболее актуальны: 

  • изменение климата Земли;
  • загрязнение воздушного бассейна;
  • разрушение озонового слоя;
  • истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
  • оскудение биологического разнообразия и др.

Рис. 2. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

 

Угроза термоядерной войны (рис. 2). Холодная война между США и СССР осталась в далёком прошлом, однако и сегодня многие страны владеют ядерным оружием. Возможность ядерной войны приведёт к уничтожению всего живого. Именно поэтому страны проводят политику разоружения, стремятся решать международные конфликты невоенными способами. 

 

Международный терроризм (рис. 3). Терроризм сегодня — одна из самых острых угроз, которая порождает во всём мире страх, неуверенность в завтрашнем дне и огромный политический и экономический ущерб. Однако феноменом мирового масштаба и глобальной угрозой современности терроризм можно назвать только с начала 90-х гг. XX в., когда он вышел за рамки локального явления и стал международным. В 1980 г. во всех странах мира было зафиксировано 500 актов терроризма, а уже к 2006 г. — 14 338. Терроризм в настоящее время вышел на транснациональный уровень.

Рис. 3. Теракт 11 сентября 2001 года, США

Преодоление экономической отсталости, бедности, нищеты и голода стран «третьего мира» (рис. 4). На данный момент менее обеспеченная половина населения владеет не более 10 % общего богатства, и эта проблема распространяется как на развитые, так и на развивающиеся страны. Для эффективной борьбы с экономическим неравенством страны должны подходить к решению этой проблемы комплексно: повышать доступность образования, здравоохранения и иных ресурсов. Большинство людей полагает, что основная ответственность в связи с этим ложится на государство, но её могут разделить и корпорации, поскольку сам бизнес выигрывает от роста доходов бедной части населения. Так растёт число потребителей и рынок товаров и услуг. 

 

Социально-демографические проблемы. Увеличение темпов роста населения за счёт развивающихся стран ведёт к массовым бедствиям, голоду, болезням, неграмотности, безработице. Вместе с тем в развитых странах население стареет, наблюдается отрицательный прирост населения. Из-за этого люди мигрируют из стран с неудовлетворительным уровнем жизни в экономически и социально благополучные страны. Они с трудом ассимилируются на новом месте, не соблюдают обычаи и законы. 

Рис. 4. Дети из Конго

Наркомания и наркобизнес. Большинство людей хорошо знает, что наркомания является хроническим заболеванием, вызванным употреблением химических веществ, которые изменяют сознание человека. Ещё несколько лет назад употребление наркотиков сводилось к опийным наркотикам и стимуляторами кустарного производства, достать которые подчас было очень сложно. Сегодня наркоманы употребляют массу различных препаратов. Широкое распространение наркомании явилось следствием негативных социальных условий: безработица, ежедневные стрессы, неуверенность в завтрашнем дне, тяжёлое нервно-психическое состояние, стремление принять допинг, который создаёт впечатление прилива сил, желание уйти хотя бы на короткий промежуток времени от окружающей действительности. 

Согласно оценкам экспертов ООН, общий оборот мировой наркоиндустрии оценивается примерно в 400 млрд. долларов США в год, что, в общем, составляет около 8 % оборота всей международной торговли. И если подобная картина будет иметь место и развитие, то наркомания будет постоянно расти. А результатом её деятельности будет социальная и физическая деградация активной части населения.

Рис. 5. Взрыв на ЧАЭС

Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте. Аварии на атомных станциях, таких как Фукусима или Чернобыль, показали, насколько сильно могут быть опасны последствия подобных происшествий (рис. 4). Число жертв достигает сотен тысяч человек, а ареал распространения угрозы носит межнациональный характер.

 

Это лишь одни из немногих глобальных проблем современности. Существуют и другие: непрекращающийся рост безработицы, растущая геополитическая конкуренция, ослабление представительной демократии, угроза распространения вирусных заболеваний, обострение национализма и другие. 


  1. Что такое глобальные проблемы современности?
  2. Охарактеризуйте две любые глобальные проблемы и попробуйте предложить возможные пути решения.


Альтернативы общественного развития в постиндустриальном обществе

Современное общество называется постиндустриальным или информационным. Оно характеризуются широкой компьютеризацией, наличием высоких технологий, преобладанием сферы услуг в экономике, значимостью интеллекта и научных разработок. 

 

Особую ценность имеют высококвалифицированные кадры, которые постоянно совершенствуют свои навыки путём самообразования. Появляется интеллектуальная элита и растёт разрыв с людьми, не связанными с высокими технологиями или компьютерной средой. 

 

Однако именно представители постиндустриального общества имеют возможности как интеллектуальные, так и материальные, чтобы преодолеть глобальные проблемы современности. 

 

В первую очередь, необходимо финансировать те научные исследования, которые занимаются разработкой эффективных методов по защите и спасению окружающей среды. Создание специального оборудования для бизнеса и предприятий может способствовать значительному уменьшению загрязнения и выбросов. 

 

Страны должны плотно сотрудничать друг с другом и находить компромиссы в вопросах разоружения, борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом. 

 

Демографические проблемы может помочь разрешить рациональная социальная политика, рост образования и культуры населения. 

 

Важнейшим условием альтернативного пути развития является гуманизация всей системы общественных отношений, укрепление культуры и ценностей людей. Улучшение качества образования, активное просвещение во всех общественных сферах, создание условий для всестороннего развития граждан и раскрытия их потенциала.

 


  1. Что такое информационное общество?
  2. Что такое альтернативный путь общественного развития?


 

Подведём итоги

 

Современный мир столкнулся с глобальными проблемами, от решения которых зависит жизнь человечества. Экологические, социальные, политические — это обширный список, и всем странам стоит принимать активное участие для разрешения глобального кризиса. Современное информационное общество владеет такими интеллектуальными, профессиональными и материальными ресурсами, как ни одно из обществ до него. Достижения науки и техники должны послужить решению глобальных проблем, совершенствованию человеческой культуры и защиты нашей планеты. 

Предыдущий урок
Политика и власть
Политика
Следующий урок
Гражданское общество и правовое государство
Политика
Поделиться:
  • Понятие о второстепенных членах предложения. Распространенное и нераспространенное предложение

    Русский язык

  • Построение изображений, создаваемых тонкими линзами

    Физика

  • И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Господин из Сан-Франциско»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке