Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Политическое сознание

Политика

02.03.2024
4975
0

Политическое сознание

 

План урока

  1. Уровни политического сознания
  2. Идеология и её виды
  3. СМИ и политическое сознание

Цели урока

  • знать определение понятий: политическое сознание, политическая идеология, политическая пропаганда, СМИ, разновидности политических идеологий
  • уметь различать политическое сознание и знания; раскрывать сущность политической идеологии; характеризовать функции СМИ в политике

Разминка

  • Могут ли политики манипулировать сознанием и поведением людей?
  • Всегда ли граждане осознают своё политическое участие (например, во время выборов)?

Обыденное и теоретическое сознание

Политическая жизнь страны имеет отношение ко всем её гражданам, даже если они принимают осознанное решение в ней не участвовать. То, что люди думают о политике, как они к ней относятся и как воспринимают себя в призме политической жизни — это их политическое сознание. 

 


Политическое сознание — совокупность взглядов на политическую организацию общества, государственное устройство, социальные отношения, отношения между государствами. 


 

Не стоит путать политическое сознание и политические знания. Знания — это владение специализированной информацией, в то время как сознание больше про отношение человека к тем или иным событиям. Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Граждане могут положительно или отрицательно воспринимать политические события, отношения, институты и процессы. Политическое сознание формируется по-разному у классов, наций, социальных групп и конкретных индивидов. Учёные выделяют два уровня формирования политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический (схема 1).

 

Схема 1. Уровни политического сознания

Рис. 1. Екатерина Шульман, известный российский политолог

Стоит отметить, что между обыденным и теоретическим сознанием нет строгой границы. По сути это разные уровни участия в политической жизни и осознания этого участия. Опыт и знания, образование или политическая карьера меняют уровень с обыденного на теоретический. Многие политологи (рис. 1) ведут просветительскую деятельность, информируя граждан о политике, предлагая им различные варианты осознания себя в этой непростой сфере. 

 


  1. Чем политическое сознание отличается от политических знаний?
  2. На каких двух уровнях формируется политическое сознание?


Идеология и её виды

Каждая социальная группа отстаивает свои интересы и жаждет в полной мере удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого необходимо создать такие общественные условия, при которых это будет осуществимо. Однако положение разных социальных групп не одинаково, их интересы и цели могут быть противоположными. Интересы социальных групп находят своё выражение в идеологиях.  

 


Политическая идеология — совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.  


 

Политическая идеология стремится дать ответ на два основных вопроса:

  1. Какой должна быть государственная власть?
  2. Какую политику она должна проводить?

 

При ответе на эти вопросы формируются понятия и идеи, которые отражают субъективное восприятие политики человеком. Политическая идеология содержит в себе:

  • трактовку государственной власти;
  • отношение к политическим партиям;
  • отношение к массовым движениям;
  • отношение к другим государствам.

 

Существуют две формы выражения политической идеологии. Во-первых, социально-политические теории. С их помощью люди обосновывают определённые ценности и идеалы, которые лежат в основе предполагаемого политического курса. Во-вторых, политические программы. Они предназначены для практической политической деятельности; имеют цели, задачи, алгоритм необходимых действий (табл. 1).

 

Современные политические идеологии

Консервативная

Признаётся естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство. Интересы государства стоят выше интересов индивида. Высшие ценности — семья, религия, мораль. Сильная государственная власть. 

Социалистическая

Ликвидация частной собственности, организация общественного производства, равенства, распределения по способностям. Коллективное начало первостепенно.

Социал-демократическая

Государственное регулирование рыночной экономики, создание достойных условий жизни и труда. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования, улучшение состояния окружающей среды.

Коммунистическая

Отсутствие частной собственности; всеобщее равенство на средствах производства; реализация принципа «от каждого по способностям — каждому по потребностям»; бесклассовое общество; средство достижения — революция.

Фашизм

Превосходство одной расы над другой; диктатура; вождизм (единство государства, подчинение масс своему руководителю); национальный милитаризм; культ войны.

Анархизм

Отсутствие принудительной власти; свобода от принуждения; свобода ассоциаций; взаимопомощь; равенство; братство.

 

Таблица 1. Классификация идеологий

 

 

Каждая из идеологий претендует на то, что именно её трактовка государственного и общественного устройства является единственно верной. Члены политических партий стремятся распространить свою идеологию в массы, «заразить» ей большее число людей и сделать их своими соратниками. Такие люди будут голосовать на выборах именно за эту партию, будут верить в единые ценности и идеалы. 

 


  1. Что такое политическая идеология?
  2. В каких формах выражается политическая идеология?
  3. Охарактеризуйте любую политическую идеологию на ваш выбор.


СМИ и политическое сознание

Как распространять политическую идеологию в современном мире? Для этого используется политическая пропаганда. 

 


Политическая пропаганда — вид деятельности, направленный на формирование в обществе определённых настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, её неприятия.


 

Среди средств политической пропаганды выделяют устные выступления, печатную агитацию (плакаты, карикатуры, рекламные билборды) и, что самое главное, — средства массовой информации. 

 


СМИ — технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.   


 

Нельзя недооценить ту роль, которую осуществляют СМИ в современной политике. СМИ представлены в виде печатной прессы (газеты, журналы), радио передач, телевидения, информационных агентств, пресс-служб, а также Интернета. Все они осуществляют ряд важнейших функций (табл. 2).

 

Функции СМИ

Информационная

Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях. 

Политическая социализация

Предоставление сведений, которые позволяют ориентироваться в сфере политики и понимать суть происходящих вещей.

Критика и контроль

Информирование о злоупотреблениях власти, контроль за ней, предотвращая ещё больше злоупотребления. Власть, понимая, что она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы заслужить положительную оценку. 

Представление различных общественных интересов

Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальном настроении населения.

Формирование общественного мнения

Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. 

Побуждение к определённым действиям

Мобилизация граждан на единые действия, поскольку они информируются о том, что их интересы и потребности разделяются другими людьми и что существует возможность объединиться для их достижения. 

 

 Таблица 2. Функции СМИ

 

 

Роль СМИ в политической жизни высока, потому что в их руках оказываются существенные рычаги манипулирования общественным мнением. 

 

Рис. 2. Протесты в Хабаровске, которые вскользь упоминались государственными СМИ

  • Именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать дискуссии. Замалчивание неприятных тем — одно из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих на удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти (именно поэтому государство пытается подвергать цензуре Интернет, т. к. он имеет больше возможностей, чем другие СМИ) (рис. 2).

Рис. 3. Голословные обвинения президента США в терроризме

  • Эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ — наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением (рис. 3).
  • СМИ создают социальные мифы, т. е. не соответствующие действительности иллюзорные идеи о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру без критического осмысления.

 


  1. Что такое политическая пропаганда?
  2. Какие функции осуществляют СМИ?
  3. Какие рычаги манипулирования в руках СМИ и политической пропаганды?


 

Подведём итоги

 

Гражданин субъективно оценивает свою роль в политической жизни страны, отношение к государству, политическим партиям и деятелям. Это и есть политическое сознание. Оно формируется на двух уровнях: обыденном и теоретическом. 

Отстаивая свои интересы и ценности, граждане и политические партии придерживаются идеологии. Идеология содержит в себе трактовку государственной власти, отношение к политическим партиям, общественным организациям и другим государствам. Для продвижения идеологии используются средства массовой информации. С их помощью политики продвигают определённые ценности, ведут агитацию и пропаганду. Граждане должны критически оценивать информацию, поступающую из СМИ, чтобы избежать политического манипулирования и лжи. 

Предыдущий урок
Политическая элита и политическое лидерство
Политика
Следующий урок
Экономика: наука и хозяйство
Экономика
Поделиться:
  • Неорганические и органические амфотерные соединения

    Химия

  • Основные этапы эволюции (архей, протерозой, палеозой)

    Биология

  • Политическая система

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке