- Уровни политического сознания
- Идеология и её виды
- СМИ и политическое сознание
- знать определение понятий: политическое сознание, политическая идеология, политическая пропаганда, СМИ, разновидности политических идеологий
- уметь различать политическое сознание и знания; раскрывать сущность политической идеологии; характеризовать функции СМИ в политике
- Могут ли политики манипулировать сознанием и поведением людей?
- Всегда ли граждане осознают своё политическое участие (например, во время выборов)?
Обыденное и теоретическое сознание
Политическая жизнь страны имеет отношение ко всем её гражданам, даже если они принимают осознанное решение в ней не участвовать. То, что люди думают о политике, как они к ней относятся и как воспринимают себя в призме политической жизни — это их политическое сознание.
Политическое сознание — совокупность взглядов на политическую организацию общества, государственное устройство, социальные отношения, отношения между государствами.
Не стоит путать политическое сознание и политические знания. Знания — это владение специализированной информацией, в то время как сознание больше про отношение человека к тем или иным событиям. Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Граждане могут положительно или отрицательно воспринимать политические события, отношения, институты и процессы. Политическое сознание формируется по-разному у классов, наций, социальных групп и конкретных индивидов. Учёные выделяют два уровня формирования политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический (схема 1).

Стоит отметить, что между обыденным и теоретическим сознанием нет строгой границы. По сути это разные уровни участия в политической жизни и осознания этого участия. Опыт и знания, образование или политическая карьера меняют уровень с обыденного на теоретический. Многие политологи ведут просветительскую деятельность, информируя граждан о политике, предлагая им различные варианты осознания себя в этой непростой сфере.
- Чем политическое сознание отличается от политических знаний?
- На каких двух уровнях формируется политическое сознание?
Идеология и её виды
Каждая социальная группа отстаивает свои интересы и жаждет в полной мере удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого необходимо создать такие общественные условия, при которых это будет осуществимо. Однако положение разных социальных групп не одинаково, их интересы и цели могут быть противоположными. Интересы социальных групп находят своё выражение в идеологиях.
Политическая идеология — совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.
Политическая идеология стремится дать ответ на два основных вопроса:
- Какой должна быть государственная власть?
- Какую политику она должна проводить?
При ответе на эти вопросы формируются понятия и идеи, которые отражают субъективное восприятие политики человеком. Политическая идеология содержит в себе:
- трактовку государственной власти;
- отношение к политическим партиям;
- отношение к массовым движениям;
- отношение к другим государствам.
Существуют две формы выражения политической идеологии. Во-первых, социально-политические теории. С их помощью люди обосновывают определённые ценности и идеалы, которые лежат в основе предполагаемого политического курса. Во-вторых, политические программы. Они предназначены для практической политической деятельности; имеют цели, задачи, алгоритм необходимых действий (табл. 1).
Современные политические идеологии
|
|
Консервативная
|
Признаётся естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство. Интересы государства стоят выше интересов индивида. Высшие ценности — семья, религия, мораль. Сильная государственная власть.
|
Социалистическая
|
Ликвидация частной собственности, организация общественного производства, равенства, распределения по способностям. Коллективное начало первостепенно.
|
Социал-демократическая
|
Государственное регулирование рыночной экономики, создание достойных условий жизни и труда. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования, улучшение состояния окружающей среды.
|
Коммунистическая
|
Отсутствие частной собственности; всеобщее равенство на средствах производства; реализация принципа «от каждого по способностям — каждому по потребностям»; бесклассовое общество; средство достижения — революция.
|
Фашизм
|
Превосходство одной расы над другой; диктатура; вождизм (единство государства, подчинение масс своему руководителю); национальный милитаризм; культ войны.
|
Анархизм
|
Отсутствие принудительной власти; свобода от принуждения; свобода ассоциаций; взаимопомощь; равенство; братство.
|
Таблица 1. Классификация идеологий
Каждая из идеологий претендует на то, что именно её трактовка государственного и общественного устройства является единственно верной. Члены политических партий стремятся распространить свою идеологию в массы, «заразить» ей большее число людей и сделать их своими соратниками. Такие люди будут голосовать на выборах именно за эту партию, будут верить в единые ценности и идеалы.
- Что такое политическая идеология?
- В каких формах выражается политическая идеология?
- Охарактеризуйте любую политическую идеологию на ваш выбор.
СМИ и политическое сознание
Как распространять политическую идеологию в современном мире? Для этого используется политическая пропаганда.
Политическая пропаганда — вид деятельности, направленный на формирование в обществе определённых настроений, закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей, критического отношения к тем или иным аспектам действительности, к действиям политических противников, стимулирование недоверия к иной идеологии, её неприятия.
Среди средств политической пропаганды выделяют устные выступления, печатную агитацию (плакаты, карикатуры, рекламные билборды) и, что самое главное, — средства массовой информации.
СМИ — технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.
Нельзя недооценить ту роль, которую осуществляют СМИ в современной политике. СМИ представлены в виде печатной прессы (газеты, журналы), радио передач, телевидения, информационных агентств, пресс-служб, а также Интернета. Все они осуществляют ряд важнейших функций (табл. 2).
Функции СМИ
|
|
Информационная
|
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях.
|
Политическая социализация
|
Предоставление сведений, которые позволяют ориентироваться в сфере политики и понимать суть происходящих вещей.
|
Критика и контроль
|
Информирование о злоупотреблениях власти, контроль за ней, предотвращая ещё больше злоупотребления. Власть, понимая, что она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы заслужить положительную оценку.
|
Представление различных общественных интересов
|
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальном настроении населения.
|
Формирование общественного мнения
|
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.
|
Побуждение к определённым действиям
|
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку они информируются о том, что их интересы и потребности разделяются другими людьми и что существует возможность объединиться для их достижения.
|
Таблица 2. Функции СМИ
Роль СМИ в политической жизни высока, потому что в их руках оказываются существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

- Именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать дискуссии. Замалчивание неприятных тем — одно из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих на удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти (именно поэтому государство пытается подвергать цензуре Интернет, т. к. он имеет больше возможностей, чем другие СМИ) (рис. 1).
- Эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ — наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
- СМИ создают социальные мифы, т. е. не соответствующие действительности иллюзорные идеи о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру без критического осмысления.
- Что такое политическая пропаганда?
- Какие функции осуществляют СМИ?
- Какие рычаги манипулирования в руках СМИ и политической пропаганды?
Подведём итоги
Гражданин субъективно оценивает свою роль в политической жизни страны, отношение к государству, политическим партиям и деятелям. Это и есть политическое сознание. Оно формируется на двух уровнях: обыденном и теоретическом.
Отстаивая свои интересы и ценности, граждане и политические партии придерживаются идеологии. Идеология содержит в себе трактовку государственной власти, отношение к политическим партиям, общественным организациям и другим государствам. Для продвижения идеологии используются средства массовой информации. С их помощью политики продвигают определённые ценности, ведут агитацию и пропаганду. Граждане должны критически оценивать информацию, поступающую из СМИ, чтобы избежать политического манипулирования и лжи.