Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Россия в правление Ивана Васильевича Грозного. Патриоты России

История

27.04.2024
6850
0

Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного. Патриоты России

Цели урока

  • узнаем о достижениях в правлении Ивана Васильевича Грозного
  • узнаем о народном ополчении и его роли в истории


Вспомните, что вы знаете о царе Иване Васильевиче Грозном.


С 1533 года по 1584 год Россией правил внук Ивана III, Иван Васильевич . За свой жестокий характер он получил прозвище Грозный . Иван Васильевич вступил на княжество будучи 3-х летним мальчиком, т. к. рано потерял родителей.  От его имени правили бояре, которые заботились только о своей выгоде. Повзрослев, Иван IV стал княжить сам.

 

Рис. 1. Иван IV

16 января 1547 года в 16-летнём возрасте князь Иван IV в московском Успенском соборе венчался на царствование и стал первым царём России . С тех пор страной стали управлять не князья, а цари. Власть стала передаваться по наследству — от отца к сыну.

 

За время своего правления царь Иван Васильевич совершил множество полезных дел для Российского государства.

Рис. 2. Венчание Ивана Грозного на царствование

Создание Земского собора

 

Для управления государством был создан  Земский собор . Это собрание представителей от всей земли. На таких заседаниях царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по делам государства. Позже в этот совет были допущены купцы, ремесленники. 

 

Создание регулярной армии

Рис. 3. Стрельцы с бердышом

Огромный вред России приносило Казанское ханство. Царь принял решение захватить Казань. Но первые два похода были неудачными. И царь решил  провести реформу в своих войсках.

 

По приказу царя был объявлен сбор в  стрелецкое войско . Стрельцы набирались из простого сельского и городского населения, их служба становилась пожизненной и наследственной. Они получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй. 

 

Большие изменения произошли и в вооружении армии. В качестве рукопашного оружия в пехотных войсках стал выступать бердыш.  Бердыш — это боевой топор с лунообразным лезвием. Но главная роль теперь была отведена огнестрельному оружию. В качестве ручного огнестрельного оружия использовали пищали — фитильные ружья. Гигантский шаг вперёд сделало артиллерийское дело. Использовались пушки небольших калибров, весом 150–300 кг, стрелявшие ядрами или картечью.

 

Но русские мастера умели отливать и громадные орудия весом в несколько тонн. Так, в 1586 году была отлита знаменитая Царь-пушка . Вес её составлял более 39 тысяч килограмм. Гораздо позже были созданы декоративные ядра, опора для пушки.

Рис. 4. Царь-пушка

Взятие Казани и Астрахани

 

В августе 1552 года Иван Васильевич двинул большое войско на Казань и осадил её. После долгой осады Казань пала. Казанское ханство вошло в состав русского государства.

 

Взятие русским войском Казани повлекло за собой присоединение к Москве огромных территорий Среднего Поволжья, где проживало множество народов: башкиры, чуваши, татары, удмурты, марийцы. Русское население начало постепенно заселять богатые приволжские земли. Здесь стало бурно развиваться земледелие. Местное население переняло у переселенцев множество полезных хозяйственных навыков. Был открыт прямой путь за Урал, через Вятку и Каму.​

Рис. 5. Собор Василия Блаженного

В 1556 г. к Московскому государству была присоединена Астрахань, и Волга оказалась во владениях России.

 

В честь взятия Казани царь приказал построить Покровский храм , в Москве на площади перед Кремлём. Этот храм существует и по сей день на Красной площади в Москве, только с другим названием — храм Василия Блаженного .

Это не все достижения Ивана IV в годы своих правлений. Именно во времена Ивана Грозного была создана первая типография. Первопечатником в России стал Иван Фёдоров. Первая напечатанная им книга называлась «Апостол». 

 

Во время царствования Ивана Васильевича началось освоение людьми сибирских земель. В то время там находилось Сибирское ханство под предводительством хана Кучума. Его войска часто нападали на российские земли. Решив защититься от набегов, купцы Строгановы позвали на помощь казаков. Казаки — это отряд вольных людей. Они во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем разгромили неприятных соседей. Заселение Сибири продолжилось, строились новые города, прокладывались новые дороги.


Что такое Смутное время в истории России?


Рис. 6. Фёдор Иванович

В конце XVI века российским царём был сын Ивана Грозного, Фёдор Иванович . Характер Фёдора сильно отличался от характера  его отца — был тихий, добрый и скромный. Он не хотел заниматься государственными делами и перепоручил их своему родственнику Борису Годунову, который от его имени вёл дела.

 

После смерти Фёдора Ивановича на престол по решению Земского совета был избран Борис Годунов . Это решение было очевидно, так как сбор совета полностью контролировался сторонниками Бориса, и других кандидатур на престол не предлагалось.

Бориса не признавал законным царём ни простой народ, ни большинство знатных людей. Стали ходить слухи, что младший брат царя Фёдора, погибший при загадочных обстоятельствах, ещё младенцем, был убит по приказу Бориса. Этим слухом воспользовался некий самозванец, называвший себя царевичем Дмитрием. Многие ему поверили, и после смерти Бориса ему удалось захватить власть, но правил он меньше года. Бояре быстро поняли, что он самозванец. Был организован заговор, и Лжедмитрия убили.

 

Далее власть была отдана одному из знатных бояр Василию Шуйскому , но и он царствовал недолго. Василий Шуйский не смог подавить восстания народа и был свергнут своими соратниками с престола. Россия осталась без царя .

 

Беспорядками в России решили воспользоваться в своих целях её соседи — поляки. Вначале они оказывали поддержку самозванцам, но затем польский король Сигизмунд III решил сам захватить власть в России — провозгласить царём своего сына и править от его имени. Вскоре после свержения Василия Шуйского бояре впустили в Москву польские войска. Казалось, Россия перестала быть независимым государством.


Что такое народное ополчение?


Русская православная церковь выступила организатором народного движения за освобождение России от польских захватчиков. Патриарх Гермоген рассылал по всем городам и землям России призывы к объединению против врага. Гермоген был брошен поляками в тюрьму и уморён голодом, из-за того что патриарх не хотел признавать царём России поляка.

 

Осенью 1611 года в городе Нижнем Новгороде торговец Кузьма Минин призвал людей к созданию народного ополчения для освобождения Москвы от поляков. Нижегородцы добровольно жертвовали деньги на вооружение войска. В Нижнем стали собираться как знатные так и простые люди, желающие стать в ряды народного ополчения. Командиром народного ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский .

Рис. 7. Дмитрий Пожарский (слева) и Кузьма Минин (справа)

В марте 1612 года ополчение выдвинулось из Нижнего Новгорода, а в августе подошло к Москве. В это время на помощь к полякам шло огромное войско, но ополченцам удалось разбить его и пустить в бегство. Поляки в Москве были осаждены в Кремле и Китай-городе.

Рис. 8. Путь народного ополчения

Рис. 9. Россия в XVII-XVIII веках

Поляки долго не желали сдаваться в надежде, что придёт помощь. В Кремле закончились запасы продуктов, среди поляков начался голод. 

4 ноября 1612 года ополченцы штурмом взяли Китай-город и через 2 дня вошли в Кремль, поляки сдались.

 

Двести лет спустя в Москве на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. В начале XXI века в память об освобождении Москвы народным ополчением день 4 ноября стал государственным праздником — Днём народного единства.

Рис. 10. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому


Напишите мини-сочинение на тему «Кого можно назвать патриотом своей страны». Используйте информацию урока.


Расскажите родителям или друзьям о царе Иване Грозном по плану.

 

  1. Годы жизни и правления.
  2. Личные качества.
  3. Заслуги перед Россией.
  4. Ваше личное отношение к свершениям царя.


Продолжите фразы.

 

Мне сегодня удалось…

Я изучаю историю своей страны потому что…

Мне показалось интересным…

Предыдущий урок
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра
Природа
Следующий урок
Новейшее время: история продолжается сегодня
История
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Описание местности. Указательные местоимения

    Английский язык

  • К. Паустовский "Корзинка с еловыми шишками"

    Литературное чтение

  • Past Simple в общих вопросах.

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке