Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая

История

26.04.2024
3056
1

Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая

Цели урока

  • узнаем о великом русском учёном Ломоносове М. В.
  • изучим даты правления и преобразования Екатерины II


Кто такой Ломоносов М. В.? Слышали ли вы раньше такую фамилию?


Ломоносов Михаил Васильевич — великий русский учёный (рис. 1). Он родился в 1711 году в Архангелогородской губернии (так раньше называлась Архангельская область) в одном из сёл. 

Рис. 1. Портрет М. В. Ломоносова

М. В. Ломоносов был очень любопытным ребёнком. Его интересовали причины всех природных явлений, привлекали знания. В 11 лет Михаил начал учиться грамоте у сельского священника. Его первыми книгами были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Обучение нравилось будущему учёному, поэтому шло быстро. К 14 годам Михаил Васильевич уже в совершенстве владел грамотой. 

 

Село в провинции не могло дать широких возможностей в науке, поэтому в 1730 году Ломоносов отправляется в Москву. Там он смог поступить в Славяно-греко-латинскую академию — высшее учебное заведение, в котором обучали латинскому языку, математике, химии и другим наукам. 

 

Там ему было тяжело, так как он был значительно старше (19 лет) своих сокурсников, имел мало доходов. Но благодаря своим упорству и таланту, в 1735 году его как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращении он стал работать в Академии наук в Петербурге.

 

Достижения М. В. Ломоносова

 

Михаил Ломоносов — человек, который преуспел во многих науках. Он известен и как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник. По предложению М. В. Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова. 

 

М. В. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера. Учёный организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.

Рис. 2. МГУ им. М. В. Ломоносова


Кто стал продолжателем дел Петра I? Какие изменения произошли в стране во время правления Екатерины II?


Продолжила государственные дела Петра I императрица Екатерина II . Она правила с 1762–1796 гг. Как и Петра I, её называли Великой. Екатерина II  была очень образована, хорошо разбиралась в людях, поэтому подбирала себе талантливых советников. Во время её правления произошло много изменений во внутренней и внешней политике страны:

  1. Появились народные училища;
  2. Был построен Воспитательный дом (приют для сирот и детей бедняков) в Москве;
  3. Достроен Зимний дворец в Санкт-Петербурге, впоследствии Эрмитаж, где хранятся коллекции императрицы;
  4. Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.

Также в Петербурге строились каменные мосты, каменные набережные. На Сенатской площади был воздвигнут Медный всадник — памятник Петру I. 

Рис. 3. Екатерина Великая

Рис. 4. Медный всадник

Рис. 5. Зимний дворец


Кого называли дворянами, крепостными крестьянами? 


Дворяне — люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Дворяне могли владеть землями и деревнями с крепостными крестьянами (поместьями). Тогда дворян называли помещиками.

 

Крепостные крестьяне — люди, «прикреплённые»

к своим владельцам, то есть господин имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина.

 

Именно дворяне помогали управлять Екатерине II государством. Приближённым императрица жаловала поместья с тысячами крепостных крестьян. 

 

Конечно, крестьяне были недовольны таким положением дел. Жизнь многих из них была рабской. Поэтому они бежали на необжитые места (Дон, Сибирь). Чтобы изменить положение дел, Емельяном Пугачёвым было предпринято восстание (рис. 6). Однако силы государства превосходили, войска разгромили восставших. 

Рис. 6. Россия в XVII–XVIII веках


Каких известных военачальников времён правления Екатерины Великой вы знаете?


Во время царствования Екатерины II  Россия получила выход к Чёрному морю. Это произошло в результате победы в двух войнах с Турцией, в которых к России был присоединён Крым. 

 

Многие русские военачальники отличились в этой войне, но больше всех прославились полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков (рис. 7).

Рис. 7. Портреты военачальников

Самые блестящие победы над турецкими войсками были одержаны российской армией и флотом в 1790 году. В тот год Ушаков стал командующим Черноморским флотом. В нескольких морских сражениях турецкий флот был полностью разгромлен, Россия завоевала господство на Чёрном море.

Рис. 8. Взятие крепости Измаил

За всю свою долгую военную карьеру А. В. Суворов не потерпел поражения ни в одном сражении. На склоне лет им была написана книга «Наука побеждать», ставшая ценным наставлением для следующих поколений русских офицеров. В этой книге Суворов учил не только тактике боя, но и уважительному отношению к солдатам.

 

Одной из самых знаменитых побед Суворова стало взятие турецкой крепости Измаил на Дунае в декабре 1790 года. Крепость считалась неприступной твердыней. Взяв Измаил в осаду, Суворов приказал выстроить у его стен земляную крепость, на которой солдаты тренировались штурмовать укрепления. Спустя несколько дней Суворов послал коменданту Измаила Мехмет-паше ультиматум с требованием сдать крепость, но тот не поддался. На следующий день крепость подверглась ожесточённому артиллерийскому обстрелу, а в ночь начался штурм. К утру русские взяли крепостной вал и ворвались в крепость. После падения Измаила турки были вынуждены запросить мира.

 

В наше время день взятия Измаила отмечается как один из Дней воинской славы России.


Подпишите названия к каждой фотографии.


Рассмотрите фотографию кабинета М. В. Ломоносова и опишите её. Обратите внимание на расстановку мебели, расположение предметов в комнате и общее впечатление от кабинета.

 


 

Нарисуйте человечка на той ступени, на которой вы находитесь после изучения темы.  

Предыдущий урок
Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америк
История
Следующий урок
Куликовская битва. Иван Третий
История
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Диаграммы

    Математика

  • Зона степей. Пустыни. У Черного моря

    Окружающий мир

  • Глаголы в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний, суффикса глаголов в прошедшем времени

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
avatar
Ирина Хубракова 1 year, 1 month, 17 days, 15 hours, 29 minutes назад
Ломоносов шел в Москву не из Астрахани, как говорит девушка в видеоуроке, а из Архангельска.