Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Учение о природных зонах

Природно-хозяйственные зоны

Учение о природных зонах

План урока

  1. Что такое природная зона?
  2. Типы природных зон. Природные зоны в России;
  3. В. Докучаев — основоположник учения о   природных зонах.

Цели урока

  1. Знать что такое природная зона, как формировалось учение о   природных зонах, какие бывают природные зоны, какие природные зоны распространены на территории России;
  2. Уметь находить взаимосвязи и закономерности во взаимодействии разных природных зон.

Ребята, мы уже с Вами изучили природно-территориальные комплексы и ландшафты. А сейчас рассмотрим новое понятие — природные зоны. Изначально, по сути, учение о природных зонах рассматривалось как учение о тех же ландшафтах, но после ученые-географы развили это учение — так появились настоящие природные зоны, названные в основном по типу преобладающей в ней растительности. Рассмотрим эти зоны в новом параграфе.


Природная зона (греч. ζώνη — «пояс»), — часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Ребята, вспомните, что называют природными компонентами? Это — климат, рельеф, внутренние воды, а также почвы, растительность и животный мир. Климатические условия (температура, увлажнение, цикличность их изменений) являются определяющими факторами.

 

Природные зоны названы по присущему им типу растительности — их наиболее яркой географической особенности. Зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов.

 

Рис. 1. Природные зоны мира


Изучите слайд выше, и назовите все основные природные зоны мира. Как сменяются природные зоны, откуда куда? Какие природные зоны занимают наибольшую площадь?


Природные зоны — одна из ступеней физико-географического районирования.

 

Рис. 2. Природные зоны России


Изучите слайд выше, и назовите все основные природные зоны России. Какие природные зоны России занимают наибольшую площадь? В какой зоне проживаете Вы?


Идея зональности — одна из самых старых в географической науке.

 

Уже во второй половине XVIII в. в трудах русских географов получает распространение схема деления территории России на три полосы: северную, среднюю и южную. Характеристика полос слагается из сведений о дикорастущей и культурной растительности, диких и домашних животных, полезных ископаемых и климате. При этом элементы природы рассматриваются с точки зрения воздействия их на жизнь и деятельность человека .

 

В это же время появляются указания на зональность природы в общепланетарном масштабе, предпринимаются первые попытки выяснить сложные взаимосвязи, существующие между климатом, растительностью и животным миром. Большого внимания заслуживает малоизвестная работа И. И. Лепехина «Размышления о нужде испытывать лекарственную силу собственных произрастаний» (1775), в которой показано размещение по земной поверхности растительности и животного мира в зависимости от климатических условий.

 

Выдающуюся роль в развитии взглядов на зональность природы сыграли работы А. Гумбольдта, в особенности географические зарисовки-размышления «Картины природы», впервые опубликованные в 1807 г. Однако на взглядах A. Гумбольдта лежит печать ограниченности, обусловленная уровнем знаний того времени: он писал преимущественно о зональности растительности и животного мира в связи с климатом и почти не касался других важных компонентов ландшафтного комплекса.

<strong>Рис. 3. В. В. Докучаев</strong> Рис. 3. В. В. Докучаев

Учение о природной зональности в его современном представлении появляется только на рубеже XIX-XX столетий. Основоположником его, по общему признанию, является В. В. Докучаев. Он обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся в равной мере на суше и морях, на плоских равнинах и высоких горах. Каждая природная (естественно-историческая) зона В. В. Докучаева — подлинный ландшафтный комплекс, все компоненты которого находятся в столь тесной взаимосвязи, что изменение одного из них влечет за собой изменение всего ландшафтного комплекса. При изучении зон в центре внимания стоят почвы, понимаемые как особое естественно-историческое тело, полно отражающее особенности данного природного комплекса. Идеи В. В. Докучаева дали толчок к развитию ландшафтной (комплексной) географии, к углубленной разработке учения о природных зонах.


Опираясь на текст выше, расскажите, в чем состоят основные заслуги В. Докучаева? Какие идеи он выдвинул?


В направлении с севера на юг в северном полушарии B. В. Докучаев различал следующие зоны: 

 

  1. Бореальную (почвы тундры, бурые);
  2. Лесную северную (светло-бурые подзолистые);
  3. Лесостепную (серые почвы);
  4. Степную (черноземы);
  5. Сухих степей (каштановые и бурые);
  6. Аэральные зоны пустынь (желтые и белые);
  7. Субтропическую (латеритные красные почвы).

 

Ученик В. В. Докучаева А. Н. Краснов в 1910 г. в университетском курсе лекций по физической географии впервые в географической литературе описывает ландшафтные области и зоны земного шара.

 

Другой крупнейший советский географ – А. А. Григорьев в своих работах придает исключительно большое значение анализу физико-географических процессов, выявлению факторов зональности и внутренней структуры природных зон. А. А. Григорьев обосновывает существование двух высших градаций зональных комплексов – поясов и зон. Поясы выделяются в основном по термическому фактору, зоны — по балансу тепла и влаги (характеру увлажнения). Свои выводы о факторах зональности А. А. Григорьев формулирует следующим образом: «В основе изменений строения и развития географической среды (суши) по поясам, зонам и подзонам лежат прежде всего изменения количества тепла как важнейшего энергетического фактора, количества влаги, соотношения количества тепла и количества влаги».

 

Дальнейшее развитие идеи А. А. Григорьева о географических поясах и зонах получили в работах А. М. Рябчикова (1972), Е. Н. Лукашовой (1966), Е. Н. Лукашовой и Г. М. Игнатьева (1964). Ими разработана схема географических поясов и зон на гипотетическом материке, составлены карты географических поясов и зон конкретных материков и ландшафтной сферы Земли в целом.


Контрольные вопросы:

 

1. Что такое природная зона? В чем ее главные особенности?

2. Какие бывают типы природных зон? 

3. Какие типы природных зон распространены в России?

4. Как сменяются природные зоны, в России, откуда куда? Какие природные зоны занимают наибольшую площадь?

5. Кто разработал учение о   природных зонах?

6. Какие исследования провели  А. А. Григорьев и Н. Краснов?


Арктика. Субарктика

Природно-хозяйственные зоны

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика