Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мир древности: далекий и близкий

История

17.04.2024
5258
0

Мир древности: далёкий и близкий

Цель урока

  • узнаем, в какое время существовал Древний мир
  • изучим особенности государств: Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Египта


Когда началась эпоха Древнего мира? 


Прочитайте описание древнего государства и скажите, о каком идёт речь: «Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами».

Рис. 1. Скульптура Большой сфинкс


Древний мир

 

Эпоха Древнего мира берёт начало с того момента, как были найдены первые останки предков современного человека. Это приблизительно 

2 миллиона 500 тысяч лет до н. э. Первобытные люди научились строить прочные дома, изобрели орудия труда (сначала из камня, потом из металла), изготавливали ткани и глиняную посуду.

 

Переход от мира первобытности к Древнему миру произошёл с появлением письменности, городов, государств.

 

Древний Египет

 

Древний Египет — одно из самых древних государств на земле. Оно возникло на реке Нил, которая берёт начало в Центральной Африке и впадает в Средиземное море (рис 2). 

Рис. 2. Карта Древнего Египта

В жарком и засушливом климате Африки берега Нила — единственное место, где можно жить и заниматься земледелием. Каждый год река разливалась и тем самым орошала свои берега богатым плодородным илом чёрного цвета. Из-за этого Египет ещё называют «чёрной землёй».

 

Рис. 3. Иероглифы

Иногда воды Нила разливались так сильно, что попросту затапливали земледельческие владения. Чтобы этого не происходило, нужна была огромная система каналов и сливов. Построить в одиночку такую систему невозможно, поэтому все владельцы земель объединились в одно государство.

 

Руководству государства и строительства было трудно удержать в голове большое количество информации, поэтому они стали всё обозначать специальными значками — иероглифами (рис. 3). Так в Древнем Египте появилась письменность. Каждый иероглиф означал какое-то действие или предмет, либо звук и слог.


Древние египтяне не могли объяснить, почему происходит то или иное явление. Они верили, что миром управляет множество богов (рис. 4). Например, если разливается река Нил, это бог Хапи сильно наклонил два сосуда с водой. Богов древние египтяне рисовали всегда с головой животного.

Рис. 4. Боги Древнего Египта

Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себе́к представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот. Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы и́бис.

 

Египтяне строили своим богам роскошные храмы, считая их жилищами богов, и не менее роскошные пирамиды для фараонов.

 

Фараон — это правитель Древнего Египта.

Рис. 5. Пирамиды Гизы

В Египте  стоит крупнейшая пирамида мира и весит она чуть более шести миллионов тонн. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота изначально составляла около 146 метров. Пирамиды Гизы — одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких-либо машин и механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мёртвых.


Узнайте древнюю цивилизацию по описанию. «На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие».

 


Древняя Греция

 

Греция возникла позже Египта.  Греция — это горная страна на Балканском полуострове, но города Греции не были единым государством, иногда они воевали друг с  другом. Тем не менее люди говорили на одном языке, верили одним богам. Всех жителей Греции объединяло ещё одно: они все участвовали в Олимпийских играх, проводившихся один раз в четыре года. 

 

В Олимпию съезжались атлеты и зрители из всех греческих городов, и если в тот момент какие-то из этих городов воевали друг с другом, на время игр военные действия прекращались. Сегодня Олимпийскими играми называются международные спортивные соревнования, и проводятся тоже раз в четыре года — они были учреждены в память о древнегреческих Олимпийских играх.

Рис. 6. Олимпийские игры

На севере Греции есть гора Олимп, по мнению греков, там жили боги. Главным среди богов был Зевс, ему подчинялись бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Древние греки изображали богов похожими на людей.

Рис. 7. Боги Древней Греции

 

Рис. 8. Парфенон

Одним из самых крупных, богатых и могущественных греческих городов были Афины. Название города происходило от имени богини мудрости Афины, которую его жители особенно почитали и считали своей покровительницей. Афине был посвящён роскошный храм Парфенон, расположенный в сердце города — Акрополе. Чаще всего такие храмы строились на возвышениях. Акрополь — это крепость в центре древнегреческого города, неповторимый архитектурный ансамбль. 

Рис. 9. Акрополь

Несмотря на разрушения, которые довелось претерпеть Парфенону за тысячи лет, он и поныне считается одним из выдающихся архитектурных шедевров Греции. Город Афины живет до сих пор. Он — столица современной Греции.

 

Развитие науки не стояло на месте. Это касалось и письменности. Греки совместно с финикийцами (жителями Финикии) создали более простой вариант: алфавит. Финикийцы придумали знаки для обозначения согласных звуков. Древние греки изменили этот вариант и добавили знаки гласных звуков. 


Как называется столица Италии?


Древний Рим

 

Город Рим образовался в 753 году до н. э. Сначала это был обычный город, но вскоре римляне собрали сильнейшую армию, которой никто не мог противостоять. Армия Рима сначала завоевала всю Италию, а затем и Грецию, и Египет. Так образовалось государство Римская империя.

 

В Риме возведено множество интересных зданий, но больше всего выделяется Колизей (рис. 10). Колизей — это амфитеатр, где проходили грандиозные соревнования и представления.

 

Рис. 10. Колизей

Пантеон (рис. 11) — это храм всех богов, который впечатляет не меньше Колизея.

 

Рис. 11. Пантеон

Римская империя долго оставалась могущественным государством, но со временем ослабла, начала распадаться и уже не могла противостоять чужеземным войскам. Римляне называли всех чужеземцев варварами — это слово означает «бормочущие», то есть «говорящие на непонятном языке». В конце V века нашей эры варварам удалось захватить город Рим и безжалостно разграбить его. Римская империя перестала существовать. Это событие считается концом эпохи Древнего мира. 


Знаете ли вы…

Рис. 12. К. П. Брюллов

Карл Павлович Брюллов написал картину «Последний день Помпеи». На картине изображено событие 79 г. н. э., когда в результате извержения вулкана Везувия погибли три крупных города Италии: Геркуланум, Помпеи и Статий. Картина выражает стойкость духа итальянского народа.

Рис. 13. К. П. Брюллов. Последний день Помпеи


Придумайте и изобразите визитную карточку одной из древних стран. Вы можете выполнить её на бумаге (например, сделать аппликацию) или на компьютере.


Расскажите об одном из древних государств родителям или друзьям.


Продолжите фразы.

 

Я сегодня потрудился…

Я изучаю историю, потому что…

Мне показалось интересным…

Предыдущий урок
Петр Великий
История
Следующий урок
Трудные времена на русской земле. Русь расправляет крылья
История
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Time

    Английский язык

  • С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

    Литературное чтение

  • Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920-1930-х годов

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке