Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Неорганические и органические амфотерные соединения

Состав и классификация химических соединений

14.02.2025
3099
0

Неорганические и органические амфотерные соединения

План урока

  • Понятие амфотерности
  • Характеристика амфотерных соединений
  • Химические свойства неорганических амфотерных соединений
  • Химические свойства органических амфотерных соединений

Цели урока

  • иметь представление об амфотерности
  • уметь составлять уравнения реакций с участием неорганических амфотерных соединений
  • уметь составлять уравнения реакций с участием органических амфотерных соединений

Вступление

Химия — это всегда единство противоположностей. Вы уже давно знакомы с такими соединениями, как кислоты и основания (щёлочи). Знаете их характеристики, физические и химические свойства. Также существуют амфотерные соединения. В чём заключается их особенность? В двойственности поведения данных веществ в ходе химической реакции. Так, в зависимости от условий среды они могут реагировать как кислоты, так и как основания.

Понятие амфотерности

Рис. 1. Жозеф Луис Гей-Люсак, автор неизвестен

Амфотерность как понятие в качестве характеристики двойственного поведения вещества было введено в 1814 году Ж. Гей-Люссаком и Л. Тенаром.

 

Типичные представители неорганических амфотерных соединений — оксиды и гидроксиды, а в органической химии типичные амфотерные соединения — аминокислоты.

Характеристика амфотерных соединений

Оксиды металлов, в которых металл проявляет степень окисления +3 или +4, как правило, относятся к амфотерным. 


Среди представителей можно выделить оксид и диоксид олова, оксиды бериллия, марганца, цинка, железа (ІІІ). Амфотерные гидроксиды представлены такими веществами: гидроксид бериллия, алюминия, железа (ІІІ), метагидроксид железа, алюминия, дигидроксид-оксид титана. Самыми распространёнными и часто используемыми из перечисленных выше соединений являются оксид железа (III) и алюминия, а также гидроксиды этих металлов.


Способность неорганического химического вещества проявлять как кислотные, так и основные свойства, в зависимости от условий реакции, называется амфотерностью.


Амфотерные гидроксиды представляют собой твёрдые кристаллические вещества, практически нерастворимые в воде. Так, например, гидроксид хрома (III) имеет серо-зелёный цвет, а остальные амфотерные гидроксиды по большей части имеют белый цвет.

Химические свойства амфотерных неорганических соединений

Амфотерными называют соединения, которые в зависимости от условий могут быть как донорами катионов водорода и проявлять кислотные свойства, так и их акцепторами, а значит проявлять основные свойства. 

Взаимодействие с кислотами

Амфотерные соединения взаимодействуют с сильными кислотами, где в реакциях проявляют основные свойства.


Пример 1

Написать уравнения реакции между оксидом алюминия и соляной кислотой.


Решение

 

Оксид алюминия является одним из ярких представителей амфотерных соединений.

 

1. Запишем реакцию между хлороводородной кислотой и оксидом алюминия. Уравняем и отметим растворимость: 

 

Al2О3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O.

  Н                     P                   Р                       

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

Al2О3 +  6Cl- + 6H+ = 2Al3+ + 6Cl-  + 3H2O.

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

Al2О3 + 6H+ = 2Al3+ + 3H2O.


Аналогично в реакцию вступают амфотерные гидроксиды, которые в результате реакции с кислотами также проявляют основные свойства и образуют соль и воду.

 

При этом нерастворимые амфотерные основания разлагаются при нагревании на оксид металла (в той же степени окисления) и воду:

 

2Сr(OH)3  Cr2O3 +  3H2O.

Взаимодействие с щелочами

Амфотерные соединения из оснований реагируют только с растворимыми — щелочами. Например, рассмотрим гидроксид цинка. В привычном виде гидроксид цинка — основание. А раз это основание, то оно будет взаимодействовать с кислотами по обменному механизму:

 

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O.

 

Если гидроксид цинка амфотерен и проявляет кислотные свойства, то как можно переписать его формулу, чтобы он выглядел, как привычная для нас кислота? И какой заряд будет иметь при этом кислотный остаток? Записать формулу гидроксида цинка в кислотной форме достаточно просто. Необходимо поставить на первое место атомы водорода, как в формулах типичных неорганических кислот. В результате получается H2ZnO2 — цинковая кислота. Тогда ZnO2 будет иметь заряд 2- и будет выступать кислотным остатком с названием «цинкат». А раз это кислота, значит будет реагировать с щелочами.


Пример 2

Написать уравнения реакции между гидроксидом цинка и твёрдым гидроксидом натрия.


Решение

 

Гидроксид натрия является одним из ярких представителей амфотерных соединений.

 

1. Запишем реакцию между гидроксидом цинка и гидроксидом натрия (расплавом). Уравняем и отметим растворимость: 

                       

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O.

                                                              Н                           P                         Р                       

 

При взаимодействии гидроксида цинка с гидроксидом натрия образуются диоксоцинкат натрия и вода.

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

Zn(OH)2 + 2Na+ + 2OH- = ZnO22- + 2Na++ 2H2O.

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

Zn(OH)2 + 2OH- = ZnO22- + 2H2O.


Аналогично в реакцию вступают амфотерные оксиды, которые в результате сплавления с твёрдыми растворимыми основаниями (щелочами) также проявляют кислотные свойства и образуют соль и воду: 

 

3ZnO + 6NaOH = 3Na2ZnO2 + 3H2О.

 

Также амфотерные соединения способны образовывать комплексные соли в реакциях с растворами щелочей. Например, при взаимодействии гидроксида железа (III) с раствором гидроксида натрия продуктом реакции является гексагидроксоферрат (III) натрия — Na3[Fe(OH)6], где 6 — координационное число, которое находится по формуле: n·2 (n — валентность амфотерного металла). Комплексные соли образуются как в результате реакции с оксидами, так и гидроксидами амфотерных металлов:

 

ZnO + 2NaOH + H2О = Na2ZnOH4,

CrOH3 + 3NaOH = Na3CrOH6.


Упражнение 1

 

Допишите до конца уравнения реакций.

 

1) Сr(OH)3 + HCl 

2) Al(OH)3 + KOH


Химические свойства амфотерных органических соединений

В органической химии типичные амфотерные соединения — аминокислоты, общая формула которых (α-аминокислот) такова:


Аминокислоты — это органические вещества, которые обладают одновременно кислотными и основными свойствами.


Основные свойства обусловлены наличием аминогруппы, которая является акцептором протонов Н+, а кислотные свойства обеспечивает карбоксильная группа, которая является донором протонов Н+. 

Реакции по карбоксильной группе

Именно амфотерность аминокислот обусловливает их наиболее характерные свойства.

Кислотные свойства аминокислот проявляются в их способности взаимодействовать, например с основаниями, или вступать в реакцию этерификации с образованием сложных эфиров.


Пример 3

 

Написать уравнения реакции взаимодействия аминоуксусной кислоты с гидроксидом натрия.


Решение

 

1. Запишем реакцию между аминоуксусной кислоты с гидроксидом натрия: 

 

NH2CH2COOH + NaOH  NH2CH2COONa + H2O

                                               P                                      P                                        Р                                       

 

При взаимодействии аминоуксусной кислоты с гидроксидом натрия образуются натриевая соль аминоуксусной кислоты и вода.

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

NH2CH2COO-+H++Na++OH-NH2CH2COO-+Na++H2O

 

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

H+ + OH- = H2O.


Также аминокислоты в рамках амфотерности свойств реагируют со спиртами. Так, при взаимодействии аминоуксусной кислоты с метанолом образуются метиловый эфир аминоуксусной кислоты и вода: 

 

NH2CH2COOH + CH3OH  NH2CH2COOCH3 + H2O.

Реакции по аминогруппе

Основные свойства аминокислот проявляются в их способности взаимодействовать с кислотами, образуя комплексные ионы по донорно-акцепторному механизму.


Пример 4

Написать уравнение реакции между аминоуксусной и соляной кислотами.


Решение

Запишем реакцию между аминоуксусной кислотой с соляной кислотой.

 

HOOCCH2NH2+HCl[HOOCCH2NH3]Cl

В результате реакции образуется комплексный ион по донорно-акцепторному механизму, то есть продуктом будет соль аминоуксусной кислоты.


Также амфотерность аминокислот проявляется в их способности в растворе образовывать в результате диссоциации диполярный ион — как бы внутреннюю соль.


Поликонденсация — ступенчатый процесс образования полимеров, который осуществляется за счёт реакции функциональных групп и образования низкомолекулярных побочных продуктов, например: воды, аммиака, кислоты.


Аминокислоты могут вступать в реакции друг с другом (реакции поликонденсации), образуя полипептиды и белки.

В результате протекающей реакции наблюдается образование пептидной связи (CO− NH).


Пептиды представляют собой органические соединения, которые содержат два или более остатка аминокислот, которые связаны пептидной связью. Белки же, в отличие от пептидов, содержат более 50 остатков α-аминокислот


Упражнение 2

 

Почему щёлочи никогда нельзя хранить в алюминиевой банке? Запишите уравнение реакции процесса.


Контрольные вопросы

 

1.C какими веществами взаимодействуют Cr(OH)3 и Fe(OH)2?

2. В чём отличие амфотерных гидроксидов от щелочей?

3. В чём отличие амфотерных гидроксидов от кислот?

4. Что заключается в понятии «поликонденсация»?

5. Какие вы помните аминокислоты из курса 10 класса?


Ответы

 

Упражнение 1

 

1) Cr(OH)3 + 3HCl CrCl3 + 3H2O

2) Al(OH)3 + 3KOH → K3AlO3 + 3H2O

 

Упражнение 2

 

Алюминий реагирует со щелочами, поэтому щёлочи нельзя хранить в алюминиевой посуде:

2Al + 6KOH + 6H2O 2K3[Al(OH)6] + 3H2.


 

Предыдущий урок
Дисперсные системы
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Неорганические и органические основания
Состав и классификация химических соединений
Урок подготовил(а)
Дмитрий Алексеевич
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
  • Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

    Физика

  • Степень окисления

    Химия

  • Распределение тепла и света на Земле

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке