Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Неорганические и органические амфотерные соединения

Состав и классификация химических соединений

18.04.2024
3233
0

Неорганические и органические амфотерные соединения

План урока

  • Понятие амфотерности
  • Характеристика амфотерных соединений
  • Химические свойства неорганических амфотерных соединений
  • Химические свойства органических амфотерных соединений

Цели урока

  • иметь представление об амфотерности
  • уметь составлять реакции с участием неорганических амфотерных соединений
  • уметь составлять реакции с участием органических амфотерных соединений

Химия — это всегда единство противоположностей. Вы уже давно знакомы с такими соединениями, как кислоты и основания (щёлочи). Знаете их характеристики, физические и химические свойства. Также существуют амфотерные соединения. В чём заключается их особенность? В двойственности поведения данных веществ в ходе химической реакции. Так, в зависимости от условий среды они могут реагировать как кислоты, так и как основания.

 

Амфотерность как понятие в качестве характеристики двойственного поведения вещества было введено в 1814 году Ж. Гей-Люссаком и Л. Тенаром.

 

Типичные представители неорганических амфотерных соединений — оксиды и гидроксиды, а в органической химии типичные амфотерные соединения — аминокислоты.

Характеристика амфотерных соединений

Оксиды металлов, в которых металл проявляет степень окисления +3 или +4, как правило, относятся к амфотерным. 


Среди первых можно назвать оксид и диоксид олова, бериллия, марганца, цинка, железа (ІІІ). Амфотерные гидроксиды представлены такими веществами: гидроксид бериллия, алюминия, железа (ІІІ), метагидроксид железа, алюминия, дигидроксид-оксид титана. Самыми распространёнными и часто используемыми из перечисленных выше соединений являются оксид железа и алюминия, а также гидроксиды этих металлов.


Способность неорганического химического вещества проявлять как кислотные, так и основные свойства, в зависимости от условий реакции, называется амфотерностью .


Амфотерные гидроксиды представляют собой твёрдые кристаллические вещества, практически нерастворимые в воде. Так, например, гидроксид хрома (III) имеет серо-зелёный цвет, а остальные амфотерные гидроксиды по большей части имеют белый цвет.

Химические свойства амфотерных неорганических соединений

Амфотерными называют соединения, которые в зависимости от условий могут быть как донорами катионов водорода и проявлять кислотные свойства, так и их акцепторами, а значит проявлять основные свойства. 

Взаимодействие с кислотами

Амфотерные соединения взаимодействуют с сильными кислотами, где в реакциях проявляют основные свойства.


Пример 1

 

Написать реакцию между оксидом алюминия и соляной кислотой.


Решение

 

Оксид алюминия является одним из ярких представителей амфотерных соединений.

 

1. Запишем реакцию между хлороводородной кислотой и оксидом алюминия. Уравняем и отметим растворимость: 

 

Al2О3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O.

  Н                 P               Р                       Н

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

Al2О3 +  3Cl- + 3H+ = Al3+ + 3Cl-  + 3H2O.

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

Al2О3 + 3H+ = Al3+ + 3H2O.


Аналогично в реакцию вступают амфотерные гидроксиды, которые в результате реакции с кислотами также проявляют основные свойства и образуют соль и воду.

 

При этом нерастворимые амфотерные основания разлагаются при нагревании на оксид металла (в той же степени окисления) и воду:

 

2Сr(OH)3  Cr2O3 +  3H2O.

Взаимодействие с щелочами

Амфотерные соединения из оснований реагируют только с растворимыми — щелочами. Например, рассмотрим гидроксид цинка. В привычном виде гидроксид цинка — основание. А раз это основание, то оно будет взаимодействовать с кислотами по обменному механизму:

 

Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O.

 

Если гидроксид цинка амфотерен и проявляет кислотные свойства, то как можно переписать его формулу, чтобы он выглядел, как привычная для нас кислота? И какой заряд будет иметь при этом кислотный остаток? Записать формулу гидроксида цинка в кислотной форме достаточно просто. Необходимо поставить на первое место атомы водорода, как в формулах типичных неорганических кислот. В результате получается H2ZnO2 — цинковая кислота. Тогда ZnO2 будет иметь заряд 2- и будет выступать кислотным остатком с названием «цинкат». А раз это кислота, значит будет реагировать с щелочами.


Пример 2

 

Написать реакцию между гидроксидом цинка и твёрдым гидроксидом натрия.


Решение

 

Гидроксид натрия является одним из ярких представителей амфотерных соединений.

 

1. Запишем реакцию между гидроксидом цинка и гидроксидом натрия (расплавом). Уравняем и отметим растворимость: 

                       

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O.

                                                              Н                           P                         Р                       Н

 

При взаимодействии гидроксида цинка с гидроксидом натрия образуются диоксоцинкат натрия и вода.

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

Zn(OH)2 + 2Na+ + 2OH- = ZnO22- + 2Na++ 2H2O.

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

Zn(OH)2 + 2OH- = ZnO22- + 2H2O.


Аналогично в реакцию вступают амфотерные оксиды, которые в результате сплавления с твёрдыми растворимыми основаниями (щелочами) также проявляют

кислотные свойства и образуют соль и воду: 

 

3ZnO + 6NaOH = 3Na2ZnO2 + 3H2О.

 

Также амфотерные соединения способны образовывать комплексные соли в

реакциях с растворами щелочей. Например, при взаимодействии гидроксида

железа (III) с раствором гидроксида натрия продуктом реакции является гексагидроксоферрат натрия — Na3[Fe(OH)6], где 6 — координационное число,

которое находится по формуле: n • 2 (n — валентность амфотерного металла).

Комплексные соли образуются как в результате реакции с оксидами, так и

гидроксидами амфотерных металлов:

 

ZnO + 2NaOH + H2О = Na2ZnOH4,

CrOH3 + 3NaOH = Na3CrOH6.


Упражнение 1

 

Допишите до конца уравнения реакций.

 

1) Сr(OH)3 + HCl 

2) Al(OH)3 + KOH


Химические свойства амфотерных органических соединений

В органической химии типичные амфотерные соединения — аминокислоты, общая формула которых (a-аминокислот) такова:


Аминокислоты — это органические вещества, которые обладают одновременно кислотными и основными свойствами.


Основные свойства обусловлены наличием аминогруппы, которая является акцептором протонов Н+, а кислотные свойства обеспечивает карбоксильная группа, которая является донором протонов Н+. 

Реакции по карбоксильной группе

Именно амфотерность аминокислот обусловливает их наиболее характерные свойства.

Кислотные свойства аминокислот проявляются в их способности взаимодействовать, например с основаниями, или вступать в реакцию этерификации с образованием сложных эфиров.


Пример 3

 

Написать реакцию взаимодействия аминоуксусной кислоты с гидроксидом натрия.


Решение

 

1. Запишем реакцию между аминоуксусной кислоты с гидроксидом натрия: 

 

NH2CH2COOH + NaOH  NH2CH2COONa + H2O.

                                               P                                      P                                        Р                                       Н

 

При взаимодействии аминоуксусной кислоты с гидроксидом натрия образуются натриевая соль аминоуксусной кислоты и вода.

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

NH2CH2COO- + H++ Na+ + OH- NH2CH2COO- + Na++ 

+ H2O.

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

H+ + OH- = H2O.


Также аминокислоты в рамках амфотерности свойств реагируют со спиртами. Так, при взаимодействии аминоуксусной кислоты с метанолом образуются метиловый эфир аминоуксусной кислоты и вода: 

 

NH2CH2COOH + CH3OH  NH2CH2COOCH3 + H2O.

Реакции по аминогруппе

Основные свойства аминокислот проявляются в их способности взаимодействовать с кислотами, образуя комплексные ионы по донорно-акцепторному механизму.


Пример 4

 

Написать реакцию между аминоуксусной и соляной кислотами.


Решение

 

1. Запишем реакцию между аминоуксусной кислотой с соляной кислотой. Уравняем и отметим растворимость: 

 

HOOCCH2NH2 + HCl  [HOOCCH2NH3]Cl.

 

При взаимодействии аминоуксусной кислоты с соляной кислотой образуется хлороводородная соль аминоуксусной кислоты.

 

2. Запишем реакцию в полном ионном виде:

 

HOOCCH2NH2 + H+ + Cl-  [HOOCCH2NH3]- + Cl+.

 

3. Запишем сокращённое ионное уравнение: 

 

HOOCCH2NH2 + H+  [HOOCCH2NH3]-.

 

В результате реакции образуется комплексный ион по донорно-акцепторному механизму.


Также амфотерность аминокислот проявляется в их способности в растворе образовывать в результате диссоциации диполярный ион — как бы внутреннюю соль.


Поликонденсация — ступенчатый процесс образования полимеров, который осуществляется за счёт реакции функциональных групп и образования низкомолекулярных побочных продуктов, например: воды, аммония, кислоты.


Аминокислоты могут вступать в реакции друг с другом (реакции поликонденсации), образуя полипептиды и белки.

 

HNH-CH2 -COOH + HNH-CH2-COOH  НNH-CH2CO- NH-CH2COOH + H2O

 

В результате протекающей реакции наблюдается образование пептидной связи (CO- NH).


Пептиды представляют собой органические соединения, которые содержат два или более остатка a-аминокислот, которые связаны пептидной связью .


Упражнение 2

 

Почему щёлочи никогда нельзя хранить в алюминиевой банке? Запишите уравнение реакции процесса.


Контрольные вопросы

 

1. C какими веществами взаимодействую Cr(OH)3 и Fe(OH)2?

2. В чём отличие амфотерных гидроксидов от щелочей?

3. В чём отличие амфотерных гидроксидов от кислот?

4. Что заключается в понятии «поликонденсация»?

5. Какие вы помните аминокислоты из курса 10 класса?


Ответы

 

Упражнение 1

 

1) Cr(OH)3 + 2HCl CrCl3 + 2H2O

2) Al(OH)3 + 2KOH → K3AlO3 + 2H2O

 

Упражнение 2

 

Алюминий реагирует со щелочами, поэтому щёлочи нельзя хранить в алюминиевой посуде:

2Al + 6KOH + 6H2O 2K3[Al(OH)6] + 3H2.


 

Предыдущий урок
Соли
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Соли
Состав и классификация химических соединений
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • База данных как модель предметной области
  • М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Философская лирика. Любовная лирика

    Литература

  • Нации и межнациональные отношения

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке