- будем учиться складывать и вычитать устно числа до 1 000
Как найти значения выражений?
500 + 400 450 + 300 70 + 80 380 + 20
Устные приёмы сложения
При сложении чисел, оканчивающихся нулем (нулями), их можно заменить действиями с сотнями или десятками.
500 + 400 = 900, так как 5 сот. + 4 сот. = 9 сот.
70 + 80 = 150, так как 7 дес. + 8 дес. = 15 дес.
450 + 30 = 480, так как 45 дес. + 3 дес. = 48 дес.
380 + 20 = 400, так как 38 дес. + 2 дес. = 40 дес.
Можно рассуждать иначе. Для этого одно из слагаемых нужно разложить на сумму разрядных слагаемых. А затем складывать удобным способом.
380 + 20 = (300 + 80) + 20 = 300 + (80 + 20) = 300 + 100 = 400
Также можно одно из слагаемых представлять в виде суммы удобных слагаемых. В этом случае при первом сложении должно получиться число, в составе которого только разряд сотен заполнен.
Также можно раскладывать на слагаемые каждое число.
260 + 310 = (200 + 300) + (60 + 10) = 500 + 70 = 570
Как найти значения выражений?
800 – 600 120 – 50 300 – 60 620 – 200
Устные приёмы вычитания
При вычитании чисел, оканчивающихся нулем (нулями), их можно заменить действиями с сотнями или десятками.
800 – 600 = 200, так как 8 сот. – 6 сот. = 2 сот.
120 – 50 = 70, так как 12 дес. – 5 дес. = 7 дес.
300 – 60 = 240, так как 30 дес. – 6 дес. = 24 дес.
620 – 200 = 420, так как 62 дес. – 20 дес. = 42 дес.
Можно рассуждать иначе. Для этого уменьшаемое представим в виде суммы удобных слагаемых. Затем вычитаем из сотен сотни, а десятки прибавляем. Либо вычитаем из десятков десятки, а сотни прибавляем.
620 – 200 = (600 + 20) – 200 = (600 – 200) + 20 = 400 + 20 = 420
300 – 60 = (200 + 100) – 60 = 200 + (100 – 60) = 200 + 40 = 240
270 – 40 = (200 + 70) – 40 = 200 + (70 – 40) = 200 + 30 = 230
Также можно вычитаемое представить как сумму удобных слагаемых. При этом одно из слагаемых должно быть равно десяткам уменьшаемого. То есть при первом вычитании должно получиться число, в составе которого только разряд сотен заполнен.
Также можно раскладывать на слагаемые каждое число.
670 – 140 = (600 – 100) + (70 – 40) = 500 + 30 = 530
Упражнение 1
Вычислите устно.
Упражнение 2
Вычислите, запишите решение в тетрадь. Расписывайте решение.
140 + 30 550 + 200
680 – 80 810 – 300
310 + 70 760 + 100
990 – 900 150 – 60
Упражнение 3
Заполните таблицу в тетради.
Упражнение 4
Выпишите в тетрадь верные равенства.
890 – 50 = 84 120 + 10 = 130 900 – 300 = 60
370 + 40 = 410 650 – 60 = 50 200 – 80 = 160
Упражнение 5
Решите задачу в тетради. Пишите пояснение к каждому действию.
В саду собрали 310 кг яблок и 200 кг груш, а вишни - на 150 кг меньше, чем груш. Сколько всего килограммов фруктов собрали в саду?
Поставьте галочки на нужных пальцах.
- Большой палец — тема понятна, основательно изучена.
- Указательный палец — всё понятно, выполняю вычисления медленно.
- Средний — было не всё понятно.
- Безымянный палец — надо ещё тренироваться в вычислениях, делаю ошибки.
- Мизинец — все способы сложения и вычитания упущены, надо пройти урок ещё раз.
Упражнение 1
Упражнение 2
140 + 30 = 100 + (40 + 30) = 170
680 – 80 = 600 + (80 – 80) = 600
310 + 70 = 300 + (10 + 70) = 380
990 – 900 = (900 – 900) + 90 = 90
550 + 200 = (500 + 200) + 50 = 750
810 – 300 = (800 – 300) + 10 = 510
760 + 100 = (700 + 100) + 60 = 860
150 – 60 = (90 + 60) – 60 = 90 + (60 – 60) = 90
Упражнение 3
Упражнение 4
370 + 40 = 410
120 + 10 = 130
Упражнение 5
Яблоки — 310 кг
Груши — 200 кг
Вишни — ? кг, на 150 меньше, чем груш
Всего — ? кг
1. 200 – 150 = 50 (кг) — вишни.
2. 310 + 200 + 50 = 560 (кг) — всего.
Ответ: 560 кг.