Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Тэффи. «Жизнь и воротник»

Русская литература XX века

26.06.2025
1859
0

Тэффи. «Жизнь и воротник»

План урока

  • Слово о Тэффи
  • Рассказ «Жизнь и воротник»

Цели урока

  • Знать историю жизни и творчества Тэффи
  • Уметь анализировать юмористические рассказы

Разминка

  • В каком журнале работала Тэффи?
  • Какими способами можно создавать комическое в произведении?

Слово о Тэффи

Рис. 1. Тэффи. Рис. 1. Тэффи.

Тэффи (1872–1952)

 

«Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов», – писал М.М. Зощенко о Тэффи.

 

Тэффи – это псевдоним писательницы Надежды Александровны Ло́хвицкой. Она родилась в 1872 году в Петербурге, в семье известного адвоката, происходявшего из дворянского профессорского рода. Она получила прекрасное домашнее образование и с детства любила литературу, особенно ей нравились произведения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

 

С 1904 года Тэффи начала сотрудничать сразу с несколькими журналами. Она писала фельетоны – короткие сатирические заметки, отличавшиеся злободневностью и остроумием. 

 

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилевом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру. В 1910 году Тэффи издала свою первую книгу «Юмористические рассказы», которая сразу же прославила писательницу. 

 

В своих рассказах Тэффи хотела не только рассмешить читателя, но и показать пустоту и неурядицу жизни своих персонажей, бессмысленность их существования. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки».

 

После революции 1917 года Тэффи покинула страну, но продолжила работать в газетах Парижа, Берлина, Праги и Нью-Йорка. За пятьдесят лет творчества Тэффи создала огромное количество литературных произведений: рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто и пьес.

 

Одна из версий происхождения псевдонима была изложена писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые».

 

Ей «вспомнился один дурак». Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьесу „Тэффи“».

 

После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией.

 

Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве.

 

Тэффи планировала писать о героях Л.Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась.


  1. Почему Тэффи выбрала такой псевдоним?
  2. В каких журналах печаталась писательница?


Рассказ «Жизнь и воротник»

Рис. 2. У. Текиели. Vale et me ama. Рис. 2. У. Текиели. Vale et me ama.

Рассказ «Жизнь и воротник» написан в 1910 году. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. 

 

Сюжет развивается по нарастающей. В рассказе перед читателем предстаёт Олечка Розова, которая претерпевает резкие изменения в связи с покупкой воротничка. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник укреплялся и властвовал, все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа. В финале произведения Олечка теряет воротничок и снова становится скромной и кроткой девушкой, однако мужа она уже вернуть не может.

 

В основе рассказа лежит приём антитезы: Олечка без воротничка противопоставлена Олечке, подвергшейся метаморфозам. Тэффи обращает внимание на следующие проблемы:

  • проблема выбора жизненной позиции (способна ли вещь действительно так кардинально изменить человека?);
  • проблема ума и глупости, таланта и бездарности;
  • проблема утраты нравственных ценностей (почему «наглость» одерживает верх над «скромностью»?);
  • проблема ответственности человека за свои поступки.

 

Тэффи хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.


  1. Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
  2. Над чем заставляет задуматься рассказ «Жизнь и воротник»?


Тэффи называли первой русской юмористкой начала ХХ века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.


Контрольные вопросы

 

  1. Реалистична ли ситуация в рассказе?
  2. На чем основывается юмор рассказа?
  3. В чем актуальность рассказа?
  4. Над чем рассказ заставляет задуматься?


Тэффи. «Жизнь и воротник»

План урока

  • Слово о Тэффи
  • Рассказ «Жизнь и воротник»

Цели урока

  • Знать историю жизни и творчества Тэффи
  • Уметь анализировать юмористические рассказы

Разминка

  • В каком журнале работала Тэффи?
  • Какими способами можно создавать комическое в произведении?

Слово о Тэффи

Рис. 1. Тэффи. Рис. 1. Тэффи.

Тэффи (1872–1952)

 

«Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов», – писал М.М. Зощенко о Тэффи.

 

Тэффи – это псевдоним писательницы Надежды Александровны Ло́хвицкой. Она родилась в 1872 году в Петербурге, в семье известного адвоката, происходявшего из дворянского профессорского рода. Она получила прекрасное домашнее образование и с детства любила литературу, особенно ей нравились произведения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

 

С 1904 года Тэффи начала сотрудничать сразу с несколькими журналами. Она писала фельетоны – короткие сатирические заметки, отличавшиеся злободневностью и остроумием. 

 

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилевом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру. В 1910 году Тэффи издала свою первую книгу «Юмористические рассказы», которая сразу же прославила писательницу. 

 

В своих рассказах Тэффи хотела не только рассмешить читателя, но и показать пустоту и неурядицу жизни своих персонажей, бессмысленность их существования. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки».

 

После революции 1917 года Тэффи покинула страну, но продолжила работать в газетах Парижа, Берлина, Праги и Нью-Йорка. За пятьдесят лет творчества Тэффи создала огромное количество литературных произведений: рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто и пьес.

 

Одна из версий происхождения псевдонима была изложена писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые».

 

Ей «вспомнился один дурак». Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьесу „Тэффи“».

 

После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией.

 

Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве.

 

Тэффи планировала писать о героях Л.Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась.


  1. Почему Тэффи выбрала такой псевдоним?
  2. В каких журналах печаталась писательница?


Рассказ «Жизнь и воротник»

Рис. 2. У. Текиели. Vale et me ama. Рис. 2. У. Текиели. Vale et me ama.

Рассказ «Жизнь и воротник» написан в 1910 году. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. 

 

Сюжет развивается по нарастающей. В рассказе перед читателем предстаёт Олечка Розова, которая претерпевает резкие изменения в связи с покупкой воротничка. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник укреплялся и властвовал, все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа. В финале произведения Олечка теряет воротничок и снова становится скромной и кроткой девушкой, однако мужа она уже вернуть не может.

 

В основе рассказа лежит приём антитезы: Олечка без воротничка противопоставлена Олечке, подвергшейся метаморфозам. Тэффи обращает внимание на следующие проблемы:

  • проблема выбора жизненной позиции (способна ли вещь действительно так кардинально изменить человека?);
  • проблема ума и глупости, таланта и бездарности;
  • проблема утраты нравственных ценностей (почему «наглость» одерживает верх над «скромностью»?);
  • проблема ответственности человека за свои поступки.

 

Тэффи хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.


  1. Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
  2. Над чем заставляет задуматься рассказ «Жизнь и воротник»?


Тэффи называли первой русской юмористкой начала ХХ века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.


Контрольные вопросы

 

  1. Реалистична ли ситуация в рассказе?
  2. На чем основывается юмор рассказа?
  3. В чем актуальность рассказа?
  4. Над чем рассказ заставляет задуматься?


Предыдущий урок
М.А. Осоргин. «Пенсне»
Русская литература XX века
Следующий урок
М.М. Зощенко. «История болезни»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • История развития эволюционного учения. Чарльз Дарвин

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке