Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Органы растений

Растения и грибы

19.04.2024
2995
0

Органы растений

 

План урока

  • Орган растения и система органов
  • Органы цветковых растений

Цели урока

  • знать органы цветковых растений, особенности их строения и выполняемые функции, понятия: орган, система органов, корень, побег, цветок, плод, семя
  • уметь описывать строение органов растений, характеризовать функции органов, определять по рисункам органы растений

Вступление

Одноклеточные растения встречаются только среди водорослей. У них нельзя выделить отдельные части. У многоклеточных растений в процессе эволюции сформировались специализированные части, позволяющие им обитать в наземно-воздушной среде.

Разминка

  • Что является наименьшей частью живого организма?
  • Что образуют группы клеток, сходные по строению и выполняющие одинаковые функции?
  • Какие части растения вы знаете?

 

Орган растения и система органов

 

Одноклеточные организмы, в отличие от многоклеточных, не имеют частей тела. Их тело представлено одной единственной клеткой, органоиды которой выполняют определённые функции. Многоклеточный организм состоит из большого количества клеток, которые, объединяясь в группы по особенностям строения и выполняемым функциям, образуют ткани. Из тканей формируются органы растений, специализирующие на определённых функциях. 


Орган — (от лат. органон — орудие, инструмент) — это часть тела, выполняющая определённые функции.


Каждый орган имеет определённый размер, форму и местоположение в организме. Например, листья располагаются на побегах и принимают участие в образовании органических веществ.

 

Органы, связываясь друг с другом, образуют системы органов , обеспечивающие процессы жизнедеятельности организма.

 

Органы цветковых растений

Рис. 1. Органы растения

Органы цветковых растений делят на вегетативные (от лат. вегетатитус — растительный) и генеративные (от лат. генераре — рожать, производить) (рис. 1).

 

К вегетативным органам относятся корень и побег, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками

 

Корень удерживает растение в почве, обеспечивает его водой и минеральными веществами, а также часто служит для вегетативного размножения.

 

Стебель является связующим органом между корнем и листьями, цветками, плодами с семенами.

 

Стебель обеспечивает им опору. По стеблю передвигаются минеральные вещества из корней и органические вещества от листьев. В стеблях некоторых растений могут содержаться запасы влаги и питательных веществ (кактус, баобаб).

Листья — органы растения, расположенные на стебле. Они принимают участие в образовании органических веществ в процессе фотосинтеза. Листья обеспечивают растению газообмен и испарение влаги. Листья некоторых растений мясистые, с запасом влаги и питательных веществ (алоэ, агава), а у некоторых превратились в колючки для уменьшения испарения в засушливых условиях (кактусы).

 

На стебле у основания листьев и на его верхушке расположены почки — укороченные побеги. Они имеют все те же части, что и побег растения, только они очень маленькие и находятся в зачаточном состоянии. Почки бывают вегетативные , из которых появляются листья, и генеративные , дающие начало цветкам.

 

Генеративные органы — цветок и плод с семенами — обеспечивают семенное размножение растений. Они появляются на растении в определённый период жизни.

 

Цветок — орган полового (семенного) размножения. Цветки растений разных видов значительно отличаются друг от друга, но в их строении имеются общие черты. Как правило, цветок имеет тычинки и пестики. Тычинки — мужские части цветка, в которых формируется пыльца, содержащая мужские половые клетки — спермии . Пестики — женские органы, в семязачатках которых располагается яйцеклетка — женская половая клетка. В результате опыления и оплодотворения на месте пестика формируется плод с семенами. Плоды также разнообразны, как и цветки, а главными функциями плодов являются формирование, защита и распространение семян.

 

Пестики и тычинки окружены лепестками венчика и чашечки , защищающими их от неблагоприятных условий и механических повреждений, яркие лепестки также служат для привлечения насекомых-опылителей.

 

Семя окружено толстой семенной кожурой, выполняющей защитную функцию. Под ней располагается зародыш — зачаток будущего растения. Он окружён запасом питательных веществ, необходимых ему для прорастания. 

 

Для расселения семена часто имеют различные приспособления: крылышки (клён), крючки (череда), хохолки (одуванчик). Преодолев большие расстояния и попав в благоприятные условия, семена дадут начало новому растению.

 

Среди растений выделяют низшие растения и высшие. Низшие — водоросли — не имеют тканей и органов. Их тело представлено однородным слоевищем. Высшие растения — все наземные растения. За исключением мхов, все они имеют корень и побег, а их ткани хорошо развиты.


Контрольные вопросы

  1. Что образуется из тканей?
  2. Что такое орган?
  3. Какие вегетативные органы вам известны? Какая у них функция?
  4. Какие вы знаете генеративные органы?
  5. Каково строение цветка?
  6. Какие функции выполняет плод?


Выводы

Растения бывают низшие и высшие. Тело высших растений разделено на части — органы, выполняющие определённые функции. Выделяют вегетативные органы — корень и побег — и генеративные органы — цветок, плод и семя.

Предыдущий урок
Основные этапы развития растений на Земле
Растения и грибы
Следующий урок
Многообразие и значение грибов
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • НЕ с именами существительными и прилагательными

    Русский язык

  • Means of transport. Виды транспорта

    Английский язык

  • Химический состав клетки

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке