Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Разнообразие, распространение и значение растений

Растения и грибы

31.03.2025
4673
0

Разнообразие, распространение и значение растений

 

План урока

  • Общая характеристика растений
  • Среда обитания растений
  • Ботаника — наука о растениях

Цели урока

  • знать главные признаки растений, среды обитания растений, понятия: фотосинтез, ботаника, автотрофное питание
  • уметь сравнивать строение растений с другими живыми организмами, описывать строение растений, определять по рисункам основные группы растений

Вступление

В природе нас окружают представители всех царств живой природы: бактерии, грибы, животные. Но больше всего изменяют вид ландшафтов и планеты в целом растения. Они очень отличаются по размерам: от одноклеточных водорослей до могучих секвой. Мы с вами познакомимся со всеми по порядку.

Разминка

  • Чем все растения похожи друг на друга?
  • Какое значение растения имеют в природе?

 

Общая характеристика растений

Рис. 1. Основные группы растений Рис. 1. Основные группы растений

Жизнь на нашей планете зародилась примерно 3,9 млрд лет назад в водной среде. Постепенно живые организмы расселялись по всей планете. 

 

Растения появились около 2,1 млрд лет назад и сейчас обитают в различных условиях среды. Они встречаются в оазисах Антарктиды, на ледяных скалах Арктики и даже в сухих песках пустыни. 

 

Учёные насчитывают около 350 тыс. видов растений. Это одна из самых многочисленных и разнообразных групп живых организмов (рис. 1). Несмотря на значительные различия в строении и образе жизни, у растений есть общие признаки.

 

Главное свойство, отличающее растения от других живых организмов — автотрофный способ питания. Растения могут самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света. Этот процесс называется фотосинтез (от греч. фото — свет и синтез — соединение). Протекает он в специальных органоидах клетки хлоропластах, содержащих зёленый пигмент — хлорофилл

 

Клетка растений имеет ядро, цитоплазму, клеточную мембрану и клеточную стенку, в состав которой входит углевод — целлюлоза, или клетчатка. Клеточная стенка поддерживает форму клетки, защищает содержимое, через неё происходит транспорт веществ. Важную роль в клетке имеет вакуоль — пузырёк с клеточным соком. Вакуоль поддерживает объём клетки.

 

Растения растут всю жизнь. Питательные вещества в виде минеральных растворов поступают в растения из почвы через корень путём всасывания.

 

Растения удерживаются в почве корнями, поэтому они ведут прикреплённый образ жизни. Для расселения они используют семена, споры, различные органы (корневища, луковицы, побеги и др.).

 

Перемещаться свободно способны только одноклеточные водоросли, обитающие в толще водоёмов (хламидомонада, хлорелла).

 

Среда обитания растений

 

Растения широко распространились по всему земному шару. Они приспособились ко всем средам обитания. Чаще всего растения заселяют водную, наземно-воздушную и почвенную среду. Но среди растений встречаются и паразиты, например петров крест, повилика, омела. Они питаются готовыми органическими веществами своих растений-хозяев.

 

Каждая среда обитания имеет различные условия произрастания. Растения занимают различные места обитания в определённой среде. Так, в океане имеются водоросли, которые растут на разной глубине в зависимости от количества попадающего туда света. Эти водоросли отличаются друг от друга по окраске. На суше имеются светолюбивые растения (сосна, злаки, сложноцветные) и теневыносливые, часто встречающиеся в лесу (ель, дуб, лещина, ландыш, сныть). Влаголюбивые растения (осока, камыш, мох) можно встретить на болоте, а засухоустойчивые (кактусы, верблюжья колючка) в пустыне.

Рис. 2. Места обитания растений Рис. 2. Места обитания растений

 

Ботаника — наука о растениях

 

Люди на протяжении всей истории своего существования тесно связаны с растениями. Они дают нам пищу, сырьё для текстильной промышленности, строительные материалы, бумагу и многое другое. 


Ботаника — наука, изучающая растения (от греч. ботанэ — растение, трава).


Ботаника занимается изучением строения, жизнедеятельности, распространения, связями растений с окружающей средой. 

 

Основы биологии были заложены в Древней Греции великим учёным того времени Аристотелем (384–322 до н. э.), который выделил растения в отдельную группу.

Рис. 3. Теофраст Рис. 3. Теофраст

 

Ботаника как наука начала формироваться благодаря работам ученика Аристотеля — Теофраста (370–286 до н. э.): «Естественная история растений», «О причинах растений» и др. (рис. 3). В своих трудах он сделал описание растений, классифицировал их на травы, кустарники и деревья. Он обобщил практические навыки по выращиванию растений и использованию их в медицине.

Рис. 4. Систематика растений Рис. 4. Систематика растений

 

Современная систематика выделяет следующие таксоны (рис. 4). В таксоны растения объединяют по общим признакам строения.

 

Растения учёные делят на низшие и высшие. Низшие — наиболее просто устроенные. В их телах не выделяют ткани и органы, само тело носит название слоевище, или таллом. Так, например, устроены водоросли. Высшие растения имеют ткани и органы, выполняющие определённые функции. К ним относятся все остальные растения: мхи (за некоторым исключением), папоротники, хвощи, плауны, голосеменные растения (хвойные) и покрытосеменные (цветковые) растения.


Контрольные вопросы

  1. Какие признаки растений вы знаете?
  2. Что изучает ботаника?
  3. Кто является основоположником ботаники?
  4. Какие таксоны выделяют в систематике растений?
  5. Чем низшие растения отличаются от высших?


Выводы

Растения — одна из самых многочисленных групп живых организмов. Они создают облик Земли. Для растений характерно автотрофное питание, наличие хлоропластов, в которых протекает фотосинтез. Клеточная стенка содержит целлюлозу, или клетчатку. Основоположником ботаники является Теофраст. Современная систематика делит растения на таксоны на основе общего строения их тел.

Разнообразие, распространение и значение растений

 

План урока

  • Общая характеристика растений
  • Среда обитания растений
  • Ботаника — наука о растениях

Цели урока

  • знать главные признаки растений, среды обитания растений, понятия: фотосинтез, ботаника, автотрофное питание
  • уметь сравнивать строение растений с другими живыми организмами, описывать строение растений, определять по рисункам основные группы растений

Вступление

В природе нас окружают представители всех царств живой природы: бактерии, грибы, животные. Но больше всего изменяют вид ландшафтов и планеты в целом растения. Они очень отличаются по размерам: от одноклеточных водорослей до могучих секвой. Мы с вами познакомимся со всеми по порядку.

Разминка

  • Чем все растения похожи друг на друга?
  • Какое значение растения имеют в природе?

 

Общая характеристика растений

Рис. 1. Основные группы растений Рис. 1. Основные группы растений

Жизнь на нашей планете зародилась примерно 3,9 млрд лет назад в водной среде. Постепенно живые организмы расселялись по всей планете. 

 

Растения появились около 2,1 млрд лет назад и сейчас обитают в различных условиях среды. Они встречаются в оазисах Антарктиды, на ледяных скалах Арктики и даже в сухих песках пустыни. 

 

Учёные насчитывают около 350 тыс. видов растений. Это одна из самых многочисленных и разнообразных групп живых организмов (рис. 1). Несмотря на значительные различия в строении и образе жизни, у растений есть общие признаки.

 

Главное свойство, отличающее растения от других живых организмов — автотрофный способ питания. Растения могут самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света. Этот процесс называется фотосинтез (от греч. фото — свет и синтез — соединение). Протекает он в специальных органоидах клетки хлоропластах, содержащих зёленый пигмент — хлорофилл

 

Клетка растений имеет ядро, цитоплазму, клеточную мембрану и клеточную стенку, в состав которой входит углевод — целлюлоза, или клетчатка. Клеточная стенка поддерживает форму клетки, защищает содержимое, через неё происходит транспорт веществ. Важную роль в клетке имеет вакуоль — пузырёк с клеточным соком. Вакуоль поддерживает объём клетки.

 

Растения растут всю жизнь. Питательные вещества в виде минеральных растворов поступают в растения из почвы через корень путём всасывания.

 

Растения удерживаются в почве корнями, поэтому они ведут прикреплённый образ жизни. Для расселения они используют семена, споры, различные органы (корневища, луковицы, побеги и др.).

 

Перемещаться свободно способны только одноклеточные водоросли, обитающие в толще водоёмов (хламидомонада, хлорелла).

 

Среда обитания растений

 

Растения широко распространились по всему земному шару. Они приспособились ко всем средам обитания. Чаще всего растения заселяют водную, наземно-воздушную и почвенную среду. Но среди растений встречаются и паразиты, например петров крест, повилика, омела. Они питаются готовыми органическими веществами своих растений-хозяев.

 

Каждая среда обитания имеет различные условия произрастания. Растения занимают различные места обитания в определённой среде. Так, в океане имеются водоросли, которые растут на разной глубине в зависимости от количества попадающего туда света. Эти водоросли отличаются друг от друга по окраске. На суше имеются светолюбивые растения (сосна, злаки, сложноцветные) и теневыносливые, часто встречающиеся в лесу (ель, дуб, лещина, ландыш, сныть). Влаголюбивые растения (осока, камыш, мох) можно встретить на болоте, а засухоустойчивые (кактусы, верблюжья колючка) в пустыне.

Рис. 2. Места обитания растений Рис. 2. Места обитания растений

 

Ботаника — наука о растениях

 

Люди на протяжении всей истории своего существования тесно связаны с растениями. Они дают нам пищу, сырьё для текстильной промышленности, строительные материалы, бумагу и многое другое. 


Ботаника — наука, изучающая растения (от греч. ботанэ — растение, трава).


Ботаника занимается изучением строения, жизнедеятельности, распространения, связями растений с окружающей средой. 

 

Основы биологии были заложены в Древней Греции великим учёным того времени Аристотелем (384–322 до н. э.), который выделил растения в отдельную группу.

Рис. 3. Теофраст Рис. 3. Теофраст

 

Ботаника как наука начала формироваться благодаря работам ученика Аристотеля — Теофраста (370–286 до н. э.): «Естественная история растений», «О причинах растений» и др. (рис. 3). В своих трудах он сделал описание растений, классифицировал их на травы, кустарники и деревья. Он обобщил практические навыки по выращиванию растений и использованию их в медицине.

Рис. 4. Систематика растений Рис. 4. Систематика растений

 

Современная систематика выделяет следующие таксоны (рис. 4). В таксоны растения объединяют по общим признакам строения.

 

Растения учёные делят на низшие и высшие. Низшие — наиболее просто устроенные. В их телах не выделяют ткани и органы, само тело носит название слоевище, или таллом. Так, например, устроены водоросли. Высшие растения имеют ткани и органы, выполняющие определённые функции. К ним относятся все остальные растения: мхи (за некоторым исключением), папоротники, хвощи, плауны, голосеменные растения (хвойные) и покрытосеменные (цветковые) растения.


Контрольные вопросы

  1. Какие признаки растений вы знаете?
  2. Что изучает ботаника?
  3. Кто является основоположником ботаники?
  4. Какие таксоны выделяют в систематике растений?
  5. Чем низшие растения отличаются от высших?


Выводы

Растения — одна из самых многочисленных групп живых организмов. Они создают облик Земли. Для растений характерно автотрофное питание, наличие хлоропластов, в которых протекает фотосинтез. Клеточная стенка содержит целлюлозу, или клетчатку. Основоположником ботаники является Теофраст. Современная систематика делит растения на таксоны на основе общего строения их тел.

Предыдущий урок
Покрытосеменные растения. Особенности строения
Растения и грибы
Следующий урок
Плауны, хвощи, папоротники. Многообразие видов
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке