Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мхи

Растения и грибы

06.12.2024
3774
0

Мхи

 

План урока

  • Места обитания мхов
  • Строение мхов
  • Печёночные мхи
  • Листостебельные мхи
  • Размножение мхов
  • Значение мхов

Цели урока

  • знать особенности строения мхов, особенности их жизнедеятельности, значение мхов в природе и жизни человека, понятия: мхи печёночные и листостебельные
  • уметь описывать строение печёночных и листостебельных мхов, определять по рисункам виды мхов, объяснять строение мхов в связи и их средой обитания

Вступление

Жизнь на Земле зародилась в водной среде. На суше первыми растениями были предки мхов — зелёные водоросли. До сих пор мхи в своей жизнедеятельности сильно зависят от воды. В природе насчитывается около 10 тыс. их видов.

Разминка

  • Где в природе вы встречали мхи?
  • Какого они размера?

 

Места обитания мхов

 

Мхи распространены повсеместно. Особенно хорошо они растут во влажных местах. Их можно встретить на дне пресных водоёмов, в лесной подстилке, на стволах деревьев, камнях и даже в песках. Они могут переносить недостаток влаги, но как только выпадают осадки, мхи выходят из состояния покоя и оживают.

 

Строение мхов

 

Мхи — вечнозёленые травянистые растения размером от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Самый большой среди мхов — ручьевой мох фонтиналис — достигает длины 25 см. Внешнее строение мхов сильно отличается друг от друга. 

 

Печеночные мхи

 

Своё название печёночные мхи получили благодаря сходству по форме с печёночными дольками. Их тело не разделено на органы и представляет собой слоевище. Эти мхи очень примитивны. Многие не имеют даже ризоидов, как например, риччия — мох, который часто разводят в аквариумах. Внешне он напоминает плавающую на поверхности воды водоросль. 

Рис. 1. Маршанция

Другой вид печеночных мхов — маршанция — произрастает во влажной лесной почве (рис. 1). Её тело представляет собой слоевище лентовидной формы, состоящей из двух слоёв клеток. Верхний слой зелёного цвета принимает участие в фотосинтезе, нижний слой бесцветный, образует ризоиды, удерживающие растение в почве. Если условия окружающей среды для маршанции благоприятны, она образует сплошной покров из плотных пятен.

 

Рис. 2. Строение листостебельных мхов

Листостебельные мхи

 

Название «листостебельные» эти мхи получили условно. Их слоевище с выростами, напоминающими стебель с листьями и корень, имеет с ними только внешнее сходство. Ризоиды, которые удерживают растение в почве, не выполняют функцию питания растения. Воду они поглощают всей поверхностью тела (рис. 2).

 

У листостебельных мхов появляются ткани. Особенно хорошо развита образовательная ткань, а механическая, проводящая и покровная развиты меньше.

Рис. 3. Кукушкин лён

Кукушкин лён — повсеместно распространённый мох. Он произрастает в лесу, на болотах, лугах, в городах. Большие его скопления образуют дерники. Сплошным ковром они покрывают почву на больших площадях. Дерник образован плотно прижатыми друг к другу отдельными растениями. В таком состоянии мох удерживает большое количество влаги.

 

Средняя высота отдельно взятого растения — 10–15 см. Мох кукушкин лён — многолетнее растений. На зиму его зелёные побеги отмирают, а весной вырастают вновь.

Рис. 4. Сфагнум

Сфагнум, или белый мох широко распространён на верховых болотах, где он разрастается сплошным покровом (рис. 4 ). Окраску он может разную вплоть до красноватой. Встречается сфагнум и в тенистых лесах, где большое количество влаги в почве. Сфагнум способен удерживать большое количество воды в своём теле, в 20–30 раз превышающую массу тела самого растения.

У него имеется два типа клеток. Первые живые — зелёные — принимают участие в фотосинтезе, вторые мёртвые клетки — бесцветные — в них образуются полости, которые и заполняются водой.

 

Ризоиды у сфагнума отсутствуют, он плавает на поверхности болота. Нижние части слоевища отмирают и оседают на дно, где с течением времени из них образуется полезное ископаемое торф.

 

Размножение мхов

 

Размножаться мхи могут бесполым и половым путём. Бесполое размножение происходит спорами и частями слоевища, половое при помощи гамет. В жизненном цикле мхов наблюдается чередование полового и бесполого поколений (рис. 5).

Рис. 5. Жизненный цикл мха кукушкин лён

Зелёный покров, который образуют мхи, состоит из женских и мужских растений, на верхушках которых развиваются половые клетки: неподвижные женские — яйцеклетки, подвижные мужские — сперматозоиды.

 

Оплодотворение происходит через капельку воды. Сперматозоид подплывает к яйцеклетке и оплодотворяет её. После этого образуется зигота.

 

Из зиготы вырастает коробочка на ножке — бесполое поколение (спорофит), внутри которой созревают споры. Коробочка имеет крышечку, при созревании спор крышечка вскрывается и споры высыпаются. Всё необходимое для жизни коробочка получает из ножки, на которой сидит. Жить самостоятельно она не может. 

 

Споры, попадая во влажную почву, прорастают в тонкую бесцветную нить. На ней появляются почки, из которых развиваются мужские и женские зелёные растения (половое поколение) гаметофит.

 

Значение мхов

 

Мхи и лишайники первыми заселяют безжизненные места, принимая участие в почвообразовании. Удерживая большое количество воды в своей дернине, мхи способствуют заболачиванию почв. Болота являются важной частью окружающей среды. Это место обитания многих мелких животных, а также птиц. Впитывая в себя воду и сохраняя её длительное время, болота постепенно отдают воду в течение года, регулируя сток воды в реки.

 

Сфагнум способствует образованию торфа, который используется в качестве топлива, органического удобрения, для изготовления древесного спирта и карболовой кислоты.


Контрольные вопросы

  1. Где обитают мхи?
  2. В чём особенность строения мхов?
  3. Какие виды мхов выделяют?
  4. Как размножаются мхи?
  5. Какое значение в природе и жизни человека имеют мхи?


Выводы

Мхи — листостебельные растения, у которых уже хорошо развита образовательная ткань. Тело представлено слоевищем. Обитают они во влажных местах, участвуют в накоплении воды и образовании болот. Размножаются спорами, гаметами и частями тела.

Предыдущий урок
Многообразие водорослей
Растения и грибы
Следующий урок
Плауны, хвощи, папоротники. Многообразие видов
Растения и грибы
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»

    Биология

  • Правописание сложных имен существительных

    Русский язык

  • First Conditional. Условные предложения 1 типа

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке