- изучим новое арифметическое действие
- узнаем компоненты умножения
- будем учиться записывать и читать выражения с умножением
- выявим правило умножения 0 и 1 на число
Рассмотрите рисунок. На столе 2 вазы с цветами. В каждой вазе по 5 цветов. Как найти сколько всего цветов на столе? Как будем решать такую же задачу, если ваз станет 4, 5, 10, 15?

Для решения подобной задачи используют действие сложение: 5 + 5 = 10. Если количество ваз увеличится, то решение не изменится, нужно будет продолжать складывать: 5 + 5 + 5 + 5 … . Такая запись будет неудобна, громоздка, а вычисления будут долгими. Поэтому придумали новое действие — умножение.
Умножение — сложение, повторение одинаковых слагаемых.
Письменный знак умножения — это точка (∙). Печатный знак умножения — это крестик (×).
Запись выражения с умножением
Записывать выражения с умножением не всегда просто. Важно не перепутать первое и второе число в записи.
Сравним записи сложения и умножения.
5 + 5 + 5 = 15 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15
5 ∙ 3 = 15 3 ∙ 5 = 15
Первое число всегда показывает, какое слагаемое взяли. Второе число показывает, сколько раз это слагаемое повторили.

Как правильно прочитать выражение с умножением? Как называются компоненты умножения?
Чтение выражений с умножением
Прочитать выражения с умножением можно по-разному. Рассмотрим первые два варианта:
1) 5 ∙ 2 — по 5 взять 2 раза (так как слагаемые повторяются),
2) 5 ∙ 2 — 5 умножить на 2 (так как действие умножение).
Также прочитать выражения можно, называя компоненты умножения.
Первое число — первый множитель , второе число — второй множитель , первое число и второе число вместе, результат умножения — произведение .

Другие варианты прочтения выражений с умножением:
3) 5 ∙ 2 — первый множитель 5, второй множитель 2,
4) 5 ∙ 2 — произведение пяти и двух.
Как найти значения выражений?
1 ∙ 5 0 ∙ 5
Умножение 1 и 0 на число
Зная, что умножение можно заменить сложением, найдем ответы.
1 ∙ 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5
В данном случае второй множитель и произведение получились одинаковыми. Проделав такую же операцию с другими числами, математики пришли к выводу, что при умножении 1 на число, получим то же число .

0 ∙ 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
В данном случае первый множитель и произведение получились одинаковыми. Проделав такую же операцию с другими числами, математики пришли к выводу, что при умножении 0 на число, всегда получим ноль .

Упражнение 1
Замените сложение умножением. Почему в некоторых случаях не получилось заменить?
5 + 5 + 5 + 3 8 + 8 + 8
3 + 3 + 5 + 3 9 + 9
1 + 1 + 1 + 1 + 1 3 + 3 + 3 + 3
Упражнение 2
Найдите значение выражений.
1 · 2 0 · 90 2 · 3
1 · 12 0 · 6 4 · 2
Упражнение 3
Сосчитайте количество мячей на поле с помощью сложения и умножения. Запишите равенства.

Всё ли у вас получилось на уроке? Обведите подходящий смайлик.

Упражнение 1
5 + 5 + 5 + 3 — разные слагаемые 8 + 8 + 8 = 8 · 3
3 + 3 + 5 + 3 — разные слагаемые 9 + 9 = 9 · 2
1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 1 · 5 3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 4
Упражнение 2
1 · 2 = 2 0 · 90 = 0 2 · 3 = 2 + 2 + 2 = 6
1 · 12 = 12 0 · 6 = 0 4 · 2 = 4 + 4 = 8
Упражнение 3
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12
2 · 6 = 12