Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деление

Умножение и деление

24.04.2024
2626
0

Деление. Компоненты деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деления

Цели урока

  • узнаем конкретный смысл действия деления
  • изучим названия компонентов деления
  • будем учиться решать задачи делением


Сколько всего кружков? Что сделали с кружками пунктирной линией? Сколько групп получилось? Сколько в каждой группе кружков?

 

Картинка


Деление — это арифметическое действие, которое предполагает разбиение, разделение целого на равные части. 

 

Так, 18 кружков разделили пунктирной линией на группы. В каждой группе получилось 6 кружков. Это значит, что в 18 шесть уместится 

3 раза. Или повторится три раза. Поэтому деление — это действие, обратное умножению.

 

Печатный знак деления — это двоеточие с чертой (÷), а письменный — это просто знак двоеточия (:).

 

Основной смысл деления содержится в вопросе «Сколько раз одно число содержится в другом числе? (Сколько раз в 18 уместится 6?)».

 

 

Запись и чтение равенств

 

Прочитать записи можно так.

 

18 : 6 = 3

 

1. В 18 по 6 содержится 3 раза.

2. 18 разделить на 6, получим 3.


Как правильно ещё прочитать выражение с делением? Как называются компоненты деления?


Компоненты деления

 

Первое число — делимое , второе число — делитель , первое число и второе число вместе, результат деления — частное .

 

Картинка

 

Варианты прочтения выражений с делением:

 

1. 12 : 4 — делимое 12, делитель 4.

2. 12 : 4 — частное двенадцати и четырёх.


Реши задачи. Какое действие для этого понадобилось? Что искали в каждой задаче?

 

Маша хотела составить из 12 цветов букеты. Сколько букетов у неё получится, если в каждом будет по 3 цветка?

 

Маша хотела расставить 12 цветов в вазы поровну. Сколько цветов будет в каждой вазе, если всего их 4?

 

Картинка


Решение задач делением

 

Записывать условие таких задач удобнее рисунком или схемой.

 

 

Задача № 1

 

Картинка

 

Рассмотрим данную задачу с практической стороны. Вот Маша 

из 12 цветов берёт три и завязывает лентой. Так получился один букет. Из оставшихся цветов Маша опять берёт три и создаёт второй букет. Так она будет продолжать свои действия до тех пор, пока все цветы не закончатся. Таким образом, Маша составляла группы (в данном случае букеты). Когда нужно узнать сколько групп (ящиков, букетов, корзин, пакетов и прочего) получится, то используют действие деление.

 

12 : 3 = 4 (б.) — всего.

 

Часто в таких задачах есть предлог по, но ищут уже группу, а не целое.

 

 

Задача № 2

 

Картинка

 

Рассмотрим данную задачу с практической стороны. Вот Маша 

из 12 цветов берёт один цветок и ставит в вазу. Потом ещё один ставит в другую вазу, затем ещё один помещает в следующую вазу. Так заполнились все вазы по одному цветку. Но есть ещё цветы. Маша будет продолжать свои действия до тех пор, пока все цветы не закончатся. А затем посчитает, сколько в каждой вазе цветов. Таким образом, Маша искала часть каждой группы (сколько цветов в каждой вазе). Когда нужно узнать часть каждой группы (ящиков, букетов, корзин, пакетов и прочего), то используют действие деление.

 

12 : 4 = 3 (цв.) — в каждой вазе.

 

Часто в таких задачах есть слово поровну.


Упражнение 1

 

Запиши выражения. С помощью счётных палочек или кружков найди значение выражений.

 

1. Делимое 10, делитель 5.

2. Частное 15 и 3.

3. Сколько раз в 6 уместиться по 3?

4. Раздели 12 на 6.


Упражнение 2

 

Запиши условие с помощью рисунка. Реши задачу.

 

На фабрике упаковывали по 3 шоколадных яйца в упаковку. Сколько упаковок понадобилось для упаковки 9 яиц?


Упражнение 3

 

Запиши условие с помощью схемы. Реши задачу.

 

Продавец завязал 8 морковок в пучки поровну. Сколько морковок было в каждом пучке, если всего пучков было 2?


Покажи на пальцах, какую отметку за урок ты себе поставишь. Отметь свой вариант ниже.

 

Картинка


Ответы

Упражнение 1

 

1. 10 : 5 = 2

2. 15 : 3 = 5

3. 6 : 3 = 2

4. 12 : 6 = 2

 

 

Упражнение 2

 

Картинка

 

9 : 3 = 3 (уп.) — для 9 яиц.
 

Ответ: 3 уп.

 

 

Упражнение 3

 

Картинка

 

8 : 2 = 4 (м.) — в каждом пучке.

 

Ответ: 4 м.


Следующий урок
Повторение
Умножение и деление
Поделиться:
  • Города России

    Окружающий мир

  • Невидимые нити

    Окружающий мир

  • Россия на карте

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке