- узнаем конкретный смысл действия деления
- изучим названия компонентов деления
- будем учиться решать задачи делением
Сколько всего кружков? Что сделали с кружками пунктирной линией? Сколько групп получилось? Сколько в каждой группе кружков?

Деление — это арифметическое действие, которое предполагает разбиение, разделение целого на равные части.
Так, 18 кружков разделили пунктирной линией на группы. В каждой группе получилось 6 кружков. Это значит, что в 18 шесть уместиться 3 раза. Или повторится три раза. Поэтому деление — это действие, обратное умножению.
Печатный знак деления — это двоеточие с чертой (÷), а письменный — это просто знак двоеточия (:).
Основной смысл деления содержится в вопросе “Сколько раз одно число содержится в другом числе? (Сколько раз в 18 уместится 6)?”
Запись и чтение равенств
Прочитать записи можно так.
18 : 6 = 3
1. В 18 по 6 содержится 3 раза.
2. 18 разделить на 6, получим 3.
Как правильно еще прочитать выражение с делением? Как называются компоненты деления?
Компоненты деления
Первое число — делимое , второе число — делитель , первое число и второе число вместе, результат деления — частное .

Варианты прочтения выражений с делением:
1. 12 : 4 — делимое 12, делитель 4.
2. 12 : 4 — частное двенадцати и четырех.
Решите задачи. Какое действие для этого понадобилось? Что искали в каждой задаче?
Маша хотела составить из 12 цветов букеты. Сколько букетов у нее получится, если в каждом будет по 3 цветка?
Маша хотела расставить 12 цветов в вазы поровну. Сколько цветов будет в каждой вазе, если всего их 4?

Решение задач делением
Записывать условие таких задач удобнее рисунком или схемой.
Задача №1

Рассмотрим данную задачу с практической стороны. Вот Маша из 12 цветов берет три и завязывает лентой. Так получился один букет. Из оставшихся цветов Маша опять берет три и создает второй букет. Так она будет продолжать свои действия до тех пор, пока все цветы не закончатся. Таким образом, Маша составляла группы (в данном случае, букеты). Когда нужно узнать, сколько групп (ящиков, букетов, корзин, пакетов и прочее) получится, то используют действие деление.
12 : 3 = 4 (б.) — всего.
Часто в таких задачах есть предлог по, но ищут уже группу, а не целое.
Задача №2

Рассмотрим данную задачу с практической стороны. Вот Маша из 12 цветов берет один цветок и кладет в вазу. Потом еще один, кладет в другую вазу, затем еще один, помещает в следующую вазу. Так заполнились все вазы по одному цветку. Но есть еще цветы. Так Маша будет продолжать свои действия до тех пор, пока все цветы не закончатся. А затем посчитает, сколько в каждой вазе цветов. Таким образом, Маша искала часть каждой группы (сколько цветов в каждой вазе). Когда нужно узнать, часть каждой группы (ящиков, букетов, корзин, пакетов и прочее), то используют действие деление.
12 : 4 = 3 (цв.) — в каждой вазе.
Часто в таких задачах есть слово поровну.
Упражнение 1
Запишите выражения. С помощью счетных палочек или кружков, найдите значения выражений.
1. Делимое 10, делитель 5.
2. Частное 15 и 3.
3.Сколько раз в 6 уместиться по 3?
4. Разделите 12 на 6.
Упражнение 2
Запишите условие с помощью рисунка. Решите задачу.
На фабрике упаковывали по 3 шоколадных яйца в упаковку. Сколько упаковок понадобилось для упаковки 9 яиц?
Упражнение 3
Запишите условие с схемы. Решите задачу.
Продавец завязал 8 морковок в пучки поровну. Сколько морковок было в каждом пучке, если всего пучков было 2?
Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.

Упражнение 1
1. 10 : 5 = 2
2. 15 : 3 = 5
3. 6 : 3 = 2
4. 12 : 6 = 2
Упражнение 2

9 : 3 = 3 (уп.) — для 9 яиц.
Ответ: 3 уп.
Упражнение 3

8 : 2 = 4 (м.) — в каждом пучке.
Ответ: 4 м.