Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века

Зарубежная история 19-начала 20 века

18.04.2024
28439
0

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века

 

План урока

  • Роль национальной идеи
  • Австрийская империя: территория и национальный состав
  • Социально-экономическое развитие Австрии
  • Политическое развитие
  • Революция 1848 г.
  • От Австрии к Австро-Венгрии
  • Кризис Османской империи
  • Попытки реформ

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: миллет, янычар, Восточный вопрос, танзимат
  • знать причины обострения национальной идеи в странах Восточной и Юго-Восточной Европы
  • уметь давать оценку политическому и экономическому развитию Австрийской и Османской империй

Разминка

Австрия — многонациональное государство, в различных частях которого укреплялось стремление к получению независимости. Вспомните, какие исторические особенности имела Австрийская империя? И почему её называли лоскутной империей?

 

Роль национальной идеи

 

Национальная идея по-разному действовала в странах Европы (рис. 1):

Рис. 1. Национальная идея в Европе

Австрийская империя: территория и национальный состав

Австрийская империя — единственная европейская держава, которая не сохранилась до наших дней.

Рис. 2. Карта Австрийской империи 1848 г. и Франц II (1768–1835)

Долгое время государство даже не имело официального названия — Владения Габсбургов. Лишь в 1804 г. Францем II  была провозглашена Австрийская империя . Но монархия продолжала оставаться собранием множества корон (рис. 2).

 

Главной проблемой являлось укрепление внутреннего единства. Ведь из 36 миллионов граждан империи австрийцы составляли меньшинство (немногим более 20 %), тогда как остальные народы — венгры, чехи, итальянцы, поляки, хорваты, словаки — находились в подчинённом положении, не имели национальных автономий и подвергались политике германизации. Более половины населения составляли славяне. Особое положение занимала Венгрия, которая имела больше самостоятельности. Народы стали стремиться к самостоятельности или даже независимости.

 

Социально-экономическое развитие Австрии

Экономика Австрии развивалась медленно. Причинами этого были: 

 

  • сохранение пережитков прошлого;
  • неравномерность развития;
  • нехватка капиталов, угля и предприимчивости;
  • нехватка свободных рабочих рук;
  • экономическая разобщенность частей империи, таможенные границы.

Население росло быстрыми темпами, так как снизилась детская смертность и успешно боролись с эпидемиями.

 

Ведущие позиции в обществе занимало дворянство. Но даже у него происходило имущественное расслоение на дворянина-сапожника и дворянина-извозчика.

 

Состав буржуазии был немногочисленным. Преобладающей группой населения оставалось крестьянство. Положение крестьянина зависело от уровня экономического развития провинций: в немецких — лично свободные, в восточных — в крепостной зависимости.

 

Политическое развитие

До 1848 г. политическая система в Австрии являлась крайне консервативной. В собраниях преобладали в основном дворянство и аристократия. Основные черты политической обстановки: узкий круг политических и гражданских свобод, жёсткая цензура печати и даже партитур песен, строгий контроль университетов, сеть полицейских осведомителей, вскрытие властями частных писем (рис. 3).

Рис. 3. Политическая система в Австрии

Рис. 4. К. Меттерних (1773–1859)

В 1835 г. на престол взошёл Фердинанд I (1835–1848) , страдающий эпилепсией и не способный управлять страной. Ведущую роль стал играть канцлер Клемент Меттерних (рис. 4).

 

Революция 1848 г.

Как и везде, революции предшествовал аграрный и экономический кризис. Низкий уровень жизни населения, осложнённый «голодными сороковыми». Сохранение консервативного правления, политическая реакция. Нарастание освободительных и объединительных движений.

Рис. 5. Баррикада в университете 26 мая 1848 г. в Вене

13 марта 1848 г.  — революция в Вене и в многих национальных окраинах. На баррикады вышли рабочие, ремесленники, студенты с требованиями принять конституцию, сменить правительство, предоставить политические свободы. Император и Меттерних бежали из столицы. В итоге пошли на уступки: созыв парламента, принятие конституции, дарование политических свобод, но самое важное — решение аграрного вопроса. Земля теперь подлежала выкупу по рыночной стоимости, треть платил крестьянин и треть государство, а оставшуюся треть не платили. Летом 1848 г. революцию подавили в чешских землях, дальше в немецких и в итальянских (рис. 5).

Рис. 6. Франц Иосиф (1848–1916)

15 марта 1848 г.  — революция в Венгрии. 17 марта было сформировано новое правительство, проведена крестьянская реформа: всю сумму выкупа земли платило государство. Весной 1849 г. Венгрия стала республикой, но уже летом революцию подавили русские войска по просьбе нового императора Франца Иосифа (рис. 6).

 

Главный итог революции — в решении крестьянского вопроса, но не были решены политический и национальный вопросы.

От Австрии к Австро-Венгрии

После революции начался период реакции 1848 г.: конституцию отменили, национальные противоречия нарастали, возвращение к сильной центральной власти.

 

Австрию всегда считали германским государством, поэтому народы Австрийской империи её не воспринимали как один из народов. А после поражения в австро-прусской войне 1866 г. ситуация изменилась, так как Австрию изгнали из Германии. 

И единственный выход, который нашло немецкое руководство, чтобы остановить развал империи, — вступить в соглашение с венграми. И в 1867 г.  было образовано государство Австро-Венгрия , состоявшая из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств (рис. 7).

Рис. 7. Австро-Венгрия на карте Европы, её герб и флаг

Австро-Венгрия — конституционная монархия

без всеобщего избирательного права

Общее

  • флаг, армия
  • три министерства: военное, финансов и иностранных дел, финансовая система
  • между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

Различия

Конституция, парламент, правительство


1. Почему национальная идея не объединяла Австрийскую империю?

2. В чём причины революций 1848 г. и какие их последствия?

3. При каких обстоятельствах на карте появилась Австро-Венгрия?


Кризис Османской империи

Карта 1. Границы Османской империи в период её расцвета

Османская империя, занимавшая большую часть Балканского полуострова, вступила в полосу длительного кризиса. Промышленная революция и развитие капитализма обошли Турцию стороной. Протесты тоже меняли характер: если раньше они были по религиозным причинам, турки умело справлялись, объединяя приверженцев каждой религии в замкнутые общины — миллеты . А теперь были национальные требования — образование самостоятельных государств, что ставило под угрозу целостность страны, да и европейские державы начали вмешиваться. Так в европейской политике возник Восточный вопрос (см. карта 1).

 

Австро-Венгрия стремилась компенсировать неудачи внешней политики на германском направлении активизацией на Балканском направлении и не допустить освобождение балканских народов. Россия же добивалась свободного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы только для своих кораблей, а также помочь славянским народам Балкан в борьбе за независимость. Благодаря русско-турецкой войне 1806–1812 гг. Турция признала автономию княжеств Молдова и Валахии. Независимость сохраняло и княжество Черногория.

 

Попытки реформ

Рис. 8. Селим III (1789–1807)

Вся территория империи разделялась на вилайеты — административные области, заселённые греками, сербами, хорватами, болгарами, черногорцами, валахами. Они были ущемлены в своих правах, в отличие от мусульманского населения. Начало борьбы за независимость положили восстания сербов: возникло автономное княжество Сербия. Как мы уже знаем, в 1830 г. независимость получила Греция. Турция даже в Северной Африке теряет позиции — Франция завоевывает Алжир.

 

Представители Османской империи предпринимали попытки выйти из кризиса, опираясь на реформы. Султан Селим III  приступил к реформам «нового порядка» (рис. 8):

  • отмена откупной системы,
  • современное налогообложение;
  • учебные заведения по европейскому типу;
  • строительство военных мануфактур;
  • военная реформа: пытался избавиться от зависимости янычар (гвардии), но так и не получилось.

Рис. 9. Абдул Меджида (1839–1861)

После поражения в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. и потери Египта вновь начались реформы. В 1834 г. была упразднена средневековая вассально-ленная система. 

 

Султан Абдул Меджида начал эпоху реформ — танзимат (рис. 9):
 

  • реформа административной и судебной системы;
  • появление светских школ;
  • неприкосновенность жизни и имущества подданных.

После Крымской войны введены законы, которые привели к усилению позиций иностранного капитала. Османская империя постепенно превращалась в полуколонию. 

Итоги

 

Развитие стран Восточной и Юго-Восточной Европы заметно отличалось с государствами Западной Европы. В Австрийской империи были низкие темпы и особая специфика. А в Османской империи промышленная революция и вовсе не начиналась. Для этих стран национальный вопрос являлся источником внутренних и внешних проблем.


1. В чём проявлялся кризис Османской империи?

2. Какие попытки предпринимались, чтобы его устранить?


Контрольные вопросы
 

1. Какое значение в развитии многонациональных государств имеет национальный вопрос?

2. Почему Восточный вопрос появился в XIX в.?


Предыдущий урок
Африка в XIX – начале ХХ века. Латинская Америка: нелегкий груз независимости
Зарубежная история 19-начала 20 века
Следующий урок
США до середины XIX века: рабовладение, демократия и экономический рост
Зарубежная история 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Правоотношения и субъекты права

    Обществознание

  • Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности

    Физика

  • Химические реакции

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке