Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.

Природа

07.09.2024
2504
0

[header]Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы[/header]

 

[flex column='true'][row title='Цели урока' final]

  • узнаем, что такое почва, её главное свойство
  • узнаем, какое значение имеет почва для живых организмов

[/row][/flex]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Знаете ли вы, что такое почва?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Почва (рис. 1) — это верхний плодородный слой земли. 

 

Плодородие — главное свойство почвы. Благодаря нему растения получают нужные питательные вещества и растут. Самая плодородная часть почвы называется перегной (рис. 1). Она образовалась из останков растений и животных. Перегной придаёт почве чёрный цвет.

[img url='/upload/jrcqHOPHG31r_1.png' name='Рис. 1. Почва и перегной' width='100'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Из чего состоит почва?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Для изучения состава почвы проведём ряд опытов.

[img url='/upload/by0lg3NrpGnC_%D0%A0%D0%B8%D1%81.%202.%20%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82%201.png' name='Рис. 2. Опыт 1' width='20' float='right']

Опыт № 1 

 

Положим в колбу с водой почву (рис. 2). Рассмотрим внимательно воду. В ней стали появляться пузырьки. Значит, в почве есть воздух

[/img]

[img url='/upload/CU8AlQD92YK6_%D0%A0%D0%B8%D1%81.%203.%20%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82%202.png' name='Рис. 3. Опыт 2' width='20' float='left']

Опыт № 2

 

Нагреем свежую почву с помощью горелки (рис. 3). Над почвой поддержим холодное стекло. Вскоре на нём появятся капельки воды. Значит, в почве есть вода.

[/img]

[img url='/upload/UaVTjwrTaELp_4.png' name=' Рис. 4. Опыт 3' width='20' float='right']

 

Опыт № 3

 

Продолжим нагревать почву (рис. 4). Постепенно от неё пойдёт дым, неприятный запах. Это значит, что в данной почве есть перегной.

[/img]

[img url='/upload/l7HDERtwpA1v_5.png' name='Рис. 5. Опыт 4' width='20' float='left']

Опыт № 4

 

Прокалённую почву без перегноя положим в колбу с водой (рис. 5) и размешаем. Когда частицы осядут, мы увидим, что на дне расположился песок, а над ним — глина. Значит, в почве есть песок и глина.

[/img]

[img url='/upload/IwLWijLuCQwv_6.png' name='Рис. 6. Опыт 5' width='20' float='right']

 

Опыт № 5

 

Профильтруем воду, в которой находилась почва. Капнем на стекло. Затем будем нагревать воду (рис. 6). После испарения всей воды на стекле окажутся белые пятна. Это минеральные соли — питательные вещества, без которых растения не могут жить. Значит, в почве есть минеральные соли.

[/img]

Таким образом, почва включает в себя воздух, воду, песок, глину, минеральные соли. Перегной бывает не в каждой почве.

[img url='/upload/UpQql5L69UC0_7.png' name='Рис. 7. Состав почвы' width='100'][/img]

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Какие животные обитают в почве?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Не только растениям важна почва. Она также дом для многих животных, например, медведки (рис. 8), голого землекопа (рис. 9).

[img url='/upload/5QQl7GTItZaN_2024-06-28_21-10-31.png' name='Рис. 8. Медведка                                                             Рис. 9. Голые землекопы' width='100'][/img]

 

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Как называется наука, изучающая почву?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Науку о почве — почвоведение — создал русский учёный Василий Васильевич Докучаев (рис. 10). Учёный рассказывал, как правильно обрабатывать почву, охранять от разрушений, получить хорошие урожаи.

[center]

[img url='/upload/XO3iM4vgL7an_2.jpg' name='Рис. 10. В. В. Докучаев (1846–1903)' width='50'][/img]

[/center]

[/section]

[line][/line]

[section icon='questionPrimary']

Как вы думаете, от чего разрушается почва? Как её можно защитить?

[/section]

[line][/line]

[section icon='theory']

Из-за неразумной деятельности человека (вырубки лесов, вытаптывания, разведения костров), явлений природы (ураганов, сильных ветров, дождей) почва разрушается. Поэтому её нужно охранять.

 

Для этого люди сажают деревья, кусты, травы, ограничивают вырубку лесов, устанавливают правила отдыха на природе (убирать за собой мусор, не жечь костры).

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Сочините сказку «Приключения червячка в почве». Расскажите вашу историю родителям или друзьям.

[/section]

[line][/line]

[section icon='exercisePrimary']

Дополните таблицу недостающими элементами. 


 

Состав почвы

 

[center]

[img url='/upload/WSvs794akJju_8.png' width='100'][/img]

[/center]

[/section]

[line][/line]

[section icon='reflection']

Продолжите фразы
 

Я сегодня потрудился…

Я узнал, что…

Мне показалось интересным…

[/section]

[line][/line]

Предыдущий урок
Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. Дыхание и питание растений.
Природа
Следующий урок
Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Природа
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами.

    Русский язык

  • Предлоги места

    Английский язык

  • Человек. Общество.

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке