Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепь питания и экологическая пирамида.

Природа

28.02.2024
4604
0

Типы питания животных. Цепь питания и экологическая пирамида. Круговорот веществ

Цели урока

  • рассмотрим группы животных по способу питания
  • узнаем, что такое цепи питания, экологическая пирамида
  • познакомимся с признаками приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов


Вспомните, на какие группы делятся животные по особенностям питания. Как эти группы связаны между собой?


Выделяют три основных типа питания: 1) потребление растений, 

2) потребление животных, 3) потребление и растений, и животных.

Растительноядные — это животные, которые питаются растительной пищей (жираф, зебра). Хищные — это животные, которые питаются пищей животного происхождения (божья коровка, волк). Среди них учёные выделяют отдельную группу — насекомоядные. 

 

Насекомоядные — это животные, основной рацион которых составляют насекомые (ёж, землеройка, муравьед). Насекомых, которые питаются насекомыми, относят к хищникам. Всеядные — это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу (медведь, свинья).


Живые существа связаны между собой в цепи питания . Пищевая цепь (рис. 1) — это взаимосвязь между живыми организмами, в которых показано кто кем питается.

 

Рис. 1. Цепь питания

Цепи питания чаще всего представляют в виде трёх звеньев, трёх организмов. Цепь питания начинается с растений. Второе звено в цепи — растительноядное животное. Последними идут хищные или насекомоядные животные. На самом деле животные питаются не одним видом организмов, а разными. Например, заяц ест не только кору, листья деревьев, а ещё и капусту. Волк питается также косулей, кабаном. Таким образом, пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые сети (рис. 2).

Рис. 2. Пищевые сети


Рассмотрите рисунок 2. Что является началом каждой пищевой цепи? Организм какого типа питания её завершает?


Экологическая пирамида (рис. 3) — изображение соотношения количества животных разных уровней в природе. Больше всего в природе растений. Они составляют первое звено цепи питания. Второе звено — это растительноядные животные. Третье звено — хищники, насекомоядные. Хищников всегда меньше, чем растительноядных животных.

 

Рис. 4. Экологическая пирамида

 

Круговорот веществ в природе

 

Питание происходит непрерывно. Так возникает круговорот веществ (рис. 5). Растения-производители создают необходимые вещества. Животные-потребители потребляют эти вещества, поедая растения. Бактерии и грибы разрушают мёртвые останки, обогащая почву перегноем и минералами.

 

Рис. 5. Круговорот веществ в природе


Как вы думаете, что помогает животным добывать пищу и защищаться от врагов?


Так как животные являются объектом охоты или охотниками, то они вынуждены защищаться или иметь средства для нападения. Для этого они выработали определённые приспособления (рис. 6, 7): острые зубы, когти, цвет, усиленную чувствительность органов.

 

Например, у зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать, также зайца спасает цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа 

защита — иголки. Кузнечика спасает зелёный цвет, в траве он становится невидимкой. Огромные глаза совы прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает полёт бесшумным.

 

Рис. 6. Отбрасывание хвоста ящерицей

Рис. 7. Разный окрас шубы зайца


Распределите животных по типу питания, к которому они относятся.

 


Составьте всевозможные цепи питания лисицы.

 


Подготовьте рассказ об одном из животных по плану и расскажите родителям.

  1. Название животного.
  2. Место обитания.
  3. Способ питания.
  4. Защита от врагов.


Продолжите фразы

 

Я сегодня потрудился…

Я узнал, что…

Мне показалось интересным…


Ответы

Предыдущий урок
Животные, их разнообразие. Группы животных.
Природа
Следующий урок
Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Природа
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

    Литературное чтение

  • Модальный глагол may mayn’t

    Английский язык

  • Звуки в английском языке. Ee, ea

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке