- Введение понятия показательного уравнения
- Методы решения показательных уравнений и демонстрация их применения на конкретных примерах
- Знать определение показательного уравнения, методы его решения
- Уметь решать показательные уравнения с использованием свойств степени, с помощью разложения выражений, содержащих степени, на множители, введением новой переменной, функционально-графическим способом
1. Выяснить, возрастающей или убывающей является функция:
а) ; б) ; в) .
2. Сравнить:
а) ; б) ; в) .
3. Представить числа:
а) в виде степени числа 2;
б) в виде степени числа 3.
4. Какие преобразования приводят к уравнению, равносильному данному? Какие к уравнению-следствию?
Показательное уравнение – уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Методы решения показательных уравнений
1. Метод уравнивания показателей. Он основан на теореме о том, что уравнение
(1)
равносильно уравнению .
Пример 1
Решить уравнение
Решение
,
Ответ: .
2. Иногда, чтобы привести показательное уравнение к виду (1), нужно разложить левую часть уравнения на множители, в частности, вынести за скобки общий множитель, например:
, и т.д.
Или, например, разделить обе части уравнения на выражение, не равное нулю, например:
и т.д.
Пример 2
Решить уравнение .
Решение
,
,
,
Ответ: 4.
3. Метод введения новой переменной. Главное, помнить, что показательная функция не может принимать отрицательные значения.
Пример 3
Решить уравнение
Решение
Пусть . Тогда уравнение примет вид:
,
.
Корень не подходит, т.к. он отрицательный. Вернемся к исходной переменной:
Ответ: 0.
4. Функционально-графический метод решения показательного уравнения. В одной и той же системе координат строят графики левой и правой частей уравнения, находят значения абсцисс точек пересечения графиков. По возможности, производят проверку с целью уточнения корня уравнения.
Пример 4
Решить уравнение .
Решение
В одной и той же системе координат построим графики функции и (рис. 1).
Графики функций пересекаются в двух точках А(-2,5; 3) и В(-1,5; 3). Абсциссы этих точек и будут решениями исходного уравнения, т.е. .
Проверка: если , то ,
– верно, значит является корнем уравнения;
если , то , – верно, тогда тоже является корнем исходного уравнения.
Ответ: -2,5; -1,5.
Замечание: при решении уравнения , где – убывающая функция, а – возрастающая функция (и наоборот) на одном и том же промежутке, и на этом промежутке находится корень уравнения, то этот корень будет единственным на данном промежутке.
Упражнение 1
Решить уравнение:
а) ; б) ; в) ; г) .
Итак:
- Показательное уравнение – уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
- При решении показательного уравнения нужно свести исходное уравнению к виду , . Это можно сделать любым удобным способом: разложением левой части уравнения на множители, заменой переменной, делению обеих частей уравнения на отличное от нуля выражение. Также иногда применим и функционально-графический метод решения.
Контрольные вопросы
- Назовите основные методы решения показательных уравнений.
- Верно ли, что уравнение равносильно уравнению . Ответ обоснуйте.
- Сколько корней имеет уравнение ? Ответ обоснуйте.
Упражнение 1
а) 4; б) 3; в) 0; 2; г) -1; 7.