Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Иррациональные уравнения

Решение уравнений и неравенств

13.12.2024
2996
0

Иррациональные уравнения

План урока

  • Понятие иррационального уравнения 
  • Методы решения иррациональных уравнений 
  • Решение иррациональных уравнений 

Цели урока

  • Знать понятие иррационального уравнения, методы его решения
  • Уметь решать иррациональные уравнения

Разминка

1. Укажите область допустимых значений выражений: 
 

а) ab=ab;

б) ab=-a-b;

в) ab2=a2b2;

г) a2=-a;

д) x4=x2;

е) x26=x3.

 

2. Определите, какое из двух уравнений является следствием другого: 
 

а)  x2-3xx=0 и x2-3x=0;

б)   x-5=0 и x(x-5)=0.

 

Иррациональные уравнения 


Иррациональным уравнением называется уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала (корня).


Методы решения иррациональных уравнений 

 

Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Но следует помнить, что при возведении обеих частей уравнения в нечетную степень получается равносильное уравнение, в четную степень – уравнение-следствие. Поэтому основную трудность составляет возведение в четную степень, когда могут появиться посторонние корни, что требует дополнительной проверки всех полученных решений. 

 

Однако, проверки корней можно избежать, если воспользоваться одним из следующих утверждений: 


Утверждение 1 

 

Уравнение вида fx2n=gx, где nN, равносильно системе
 

gx0fx=g2nx


Утверждение 2 

 

Уравнение вида f(x)2n=g(x)2n, где nN, равносильно системе
 

g(x)0f(x)=g(x)

 

В этой системе условие g(x)0 можно заменить условием f(x)0.


Утверждение 3

 

Уравнение вида f(x)2n+1=g(x)2n+1, где nN, равносильно уравнению 𝑓(𝑥)=𝑔(𝑥).


Утверждение 4

 

Уравнение вида f(x)2n+1=g(x), где nN, равносильно уравнению f(x)=g2n+1(x)


Пример 1

Решите уравнение:

 

1) 6-4x-x2=x+4;

2) 2x+5-x+6=1;

3) x3-263=1.


Решение
 

1) 6-4x-x2=x+4.

Решим это уравнение двумя способами.

 

1 способ. Возведем обе части уравнения во вторую степень: 
 

6-4x-x2=x2+8x+16,

x2+6x+5=0,

x1=-5;x2=-1.
 

Проверка:
 

Если x=-5, то 6-4-5-(-5)2=-5+4,

                                                    1=-1  – неверно.

Значит, x=-5 не является корнем уравнения.

Если x=-1, то 6-4-1-(-1)2=-1+4

                                                      3=3  – верно.

Значит, x=-1 является корнем уравнения.

 

2 способ. Для решения уравнения воспользуемся утверждением 1.
 

x+40,6-4x-x2=x2+8x+16,x-4,x2+6x+5=0,x-4,[x=-5,x=-1, x=-1.

 

Ответ: –1.


2) 2x+5-x+6=1

 

Решение

 

ОДЗ: 2x+50,x+60,x-2,5,x-6,x-2,5.

 

2x+5=1+x+6.

 

Возведем обе части уравнения во вторую степень:
 

2x+5=1+2x+6+x+6,

2x+6=x-2.

 

Снова возведем обе части уравнения в квадрат, но при условии, что правая часть неотрицательна, т. е. 

 

x-20x2         (1)
      

4·(x+6)=x2-4x+4, 

4x+24=x2-4x+4,

x2-8x-20=0,    

x1=10;x2=-2                                                             

 

С учетом ОДЗ и условия (1) x=10.
 

Ответ: 10.


3) x3-263=1

 

Решение

 

Возведем обе части уравнения в третью степень. Это приведет к уравнению, равносильному данному.
 

x3-26=1,

x3-27=0,

x=3
 

Ответ: 3.


Иногда иррациональные уравнения удобно решать функционально-графическим способом. Для этого в одной системе координат строят графики обеих частей уравнения и находят точки их пересечений. Абсциссы этих точек и будут корнями уравнения. 


Пример 2

Выясните с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение
 x+6=x2-3


Решение

Рис. 1

Пусть fx=x+6gx=x2-3.

 

Построим графики функций fxgx в одной системе координат. Видим, что получилось две точки пересечения графиков, их абсциссы x1x2 – корни уравнения. 

 

Ответ: 2 корня. 


Упражнение

Решите уравнение:

 

1) x+7+x-2=9;

2) 2x2+8x+7=x+2.


Контрольные вопросы

 

  1. Дано уравнение, содержащее один корень второй степени. Опишите алгоритм решения такого уравнения.
  2. Дано уравнение, содержащее три корня второй степени. Опишите алгоритм решения такого уравнения.


Ответы

Упражнение

 

1) 18;     2) –1. 


Предыдущий урок
Логарифмические уравнения
Решение уравнений и неравенств
Следующий урок
Логарифмическая функция, её свойства и график
Функции
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Вольтамперная характеристика проводника. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника

    Физика

  • Качественные реакции органических веществ

    Химия

  • Современные мирохозяйственные связи. Внешняя торговля товарами

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке