- Понятие иррационального уравнения
- Методы решения иррациональных уравнений
- Решение иррациональных уравнений
- Знать понятие иррационального уравнения, методы его решения
- Уметь решать иррациональные уравнения
1. Укажите область допустимых значений выражений:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) .
2. Определите, какое из двух уравнений является следствием другого:
а) и ;
б) и .
Иррациональные уравнения
Иррациональным уравнением называется уравнение, в котором переменная содержится под знаком радикала (корня).
Методы решения иррациональных уравнений
Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень. Но следует помнить, что при возведении обеих частей уравнения в нечетную степень получается равносильное уравнение, в четную степень – уравнение-следствие. Поэтому основную трудность составляет возведение в четную степень, когда могут появиться посторонние корни, что требует дополнительной проверки всех полученных решений.
Однако, проверки корней можно избежать, если воспользоваться одним из следующих утверждений:
Утверждение 1
Уравнение вида , где , равносильно системе
Утверждение 2
Уравнение вида , где , равносильно системе
В этой системе условие можно заменить условием .
Утверждение 3
Уравнение вида , где , равносильно уравнению .
Утверждение 4
Уравнение вида , где , равносильно уравнению .
Пример 1
Решите уравнение:
1) ;
2) ;
3) .
Решение
1) .
Решим это уравнение двумя способами.
1 способ. Возведем обе части уравнения во вторую степень:
Проверка:
Если , то
– неверно.
Значит, не является корнем уравнения.
Если , то ,
– верно.
Значит, является корнем уравнения.
2 способ. Для решения уравнения воспользуемся утверждением 1.
Ответ: –1.
2)
Решение
ОДЗ:
Возведем обе части уравнения во вторую степень:
.
Снова возведем обе части уравнения в квадрат, но при условии, что правая часть неотрицательна, т. е.
, (1)
С учетом ОДЗ и условия (1) .
Ответ: 10.
3)
Решение
Возведем обе части уравнения в третью степень. Это приведет к уравнению, равносильному данному.
Ответ: 3.
Иногда иррациональные уравнения удобно решать функционально-графическим способом. Для этого в одной системе координат строят графики обеих частей уравнения и находят точки их пересечений. Абсциссы этих точек и будут корнями уравнения.
Пример 2
Выясните с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение
.
Решение
Пусть , .
Построим графики функций , в одной системе координат. Видим, что получилось две точки пересечения графиков, их абсциссы , – корни уравнения.
Ответ: 2 корня.
Упражнение
Решите уравнение:
1) ;
2) .
Контрольные вопросы
- Дано уравнение, содержащее один корень второй степени. Опишите алгоритм решения такого уравнения.
- Дано уравнение, содержащее три корня второй степени. Опишите алгоритм решения такого уравнения.
Упражнение
1) 18; 2) –1.