Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Предмет химии. Роль химии в жизни человека

Начальные понятия и законы химии

Предмет химии. Роль химии в жизни человека

 

План урока

  • Предмет изучения химии
  • Происхождение названия науки – «Химия»
  • Представление о роли химии в жизни человека

Цели урока

  • Сформировать представление о науке – «Химия» и предмете ее изучения.
  • Знать: происхождение название науки, положительные и отрицательные роли химии в жизни человека.

 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

 

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания.»

 

Ломоносов М.В.

 

Предмет изучения химии

 

Ребята, мы живем с Вами в удивительно богатом по своему содержанию мире!

 

Этот мир состоит из мельчайших частиц, которые образуют вещества. Окружающие нас предметы могут быть изготовлены из разных веществ, например, ложки бывают металлические, деревянные, стаканы могут быть пластмассовые, бумажные. И наоборот, из одного и того же вещества изготавливают разные предметы: из стекла – посуда, оконное стекло, линзы в очках.

 

Известно около 15 миллионов веществ. Как же их распознать?

 

Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, называют – свойствами вещества .

 

Сравним два вещества: стекло и металл. Черты сходства – твердость, различаются – хрупкое/прочное, прозрачное/непрозрачное. А еще, из одних веществ могут при определенных условиях образовываться другие вещества, например, при горении древесины (твердое вещество) образуются диоксид углерода (газ), вода (жидкость) и углерод (твердое вещество).

 

Мы подошли с Вами к вопросу, что такое химия? Что может химия?


Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ.


Происхождение названия науки – «Химия»

 

Известно, что уже за несколько тысяч лет до нашей эры люди в Древнем Египте научились выплавлять и использовать для своих практических целей такие металлы, как золото, медь, серебро, свинец, ртуть и олово. В стране активно развивалось производство керамики, стекла и фаянса. Древние египтяне использовали и различные краски: минеральные (охра, белила) и органические (индиго, пурпур).

 

Вероятно, что название «химия», произошло от названия древнего ЕгиптаKham, что в переводе означает khemeiaегипетская наука. Арабы прибавили к этому слову приставку – ал, так возникло средневековое название химии – алхимия. Целью алхимиков было создание философского камня, который, как считалось, мог не только превратить металлы в золото, но и помочь человеку достичь долголетия или вечной жизни. Алхимики внесли большой вклад, обогатив химию большим количеством достижений: изобрели способы очистки уже известных веществ, открыли много новых веществ, даже создали некоторое химическое оборудование.

Рис.1. Зарождение науки химии в Древнем Египте. Рис.1. Зарождение науки химии в Древнем Египте.

Представление о роли химии в жизни человека

 

Трудно переоценить роль химии в жизни современного человека. На самом деле, химические процессы окружают нас повсюду, это касается не только промышленного производства или бытовых нужд.

 

В нашем собственном организме ежесекундно протекают химические превращения, разлагая органические вещества до простых соединений вроде углекислого газа и воды, в результате чего мы получаем энергию, необходимую для осуществления процессов жизнедеятельности.

 

Параллельно с процессом разложением, в организме создаются новые вещества, необходимые для работы всех органов. 

 

Важными достижениями химии являются и продукты питания (увеличение срока их хранения и усиление их вкусовых качеств), и одежда (синтетические и искусственные ткани), и обувь (искусственная кожа и материалы), и современные лекарственные и косметические препараты, и ювелирные украшения, и различные стройматериалы и многое другое

Рис.2. Роль химии в жизни человека: а – посуда; б – косметика; в – удобрения; г – синтетические ткани; д – компьютеры; е - лекарства. Рис.2. Роль химии в жизни человека: а – посуда; б – косметика; в – удобрения; г – синтетические ткани; д – компьютеры; е - лекарства.

Химия обладает уникальными возможностями, обеспечивает человека одеждой, пищей, создаёт неизвестные ранее материалы.


Положительное отношение к химии называют – хемофилия , отрицательное отношение, которое также имеет свою аргументацию, называют – хемофобия .


Но, неумелое, неконтролируемое использование химических веществ может приводить к загрязнению окружающей среды, что отрицательно влияет на жизнь растений, животных и человека. И может даже привести к глобальной экологической катастрофе.

Рис. 3. Последствия загрязнения окружающей среды. Рис. 3. Последствия загрязнения окружающей среды.

Рис. 4. Загрязненный природный ландшафт. Рис. 4. Загрязненный природный ландшафт.

 

Порой даже достоинства, используемых человеком веществ и материалов, становятся причиной экологических бед. Например, известно, что полиэтилен не гниет, это очень ценное качество данного материала. Однако использованные и выброшенные на свалку полиэтиленовые бутылки и пакеты способны сохраняться десятки лет, не разлагаясь, тем самым создавая огромные массы мусора.

Когда человек выражает свое отрицательное отношение к качеству какого-либо продукта, он произносит почти ругательно: «Ну это же сплошная химия!». На химию очень часто и получается справедливо смотрят с опаской, или со страхом.

 

Ведь под словом «химия» можно понимать и добавки в пищевые продукты, которые могут нанести вред здоровью человека, и ткани одежды, которые не всегда гигиеничны, и смог больших городов, и отравленные озера и реки, и химическое оружие. И перекормленные минеральными удобрениями растения и белко-витаминными концентратами животные – это все тоже химия. 

 

Получается, что только грамотное и аккуратное применение достижений химии позволит облегчить жизнь человека и сделать ее более безопасной.

 

Именно поэтому использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры и ответственности.

 

Но какая же химия без лабораторных опытов? С первого урока мы не можем выполнять опыты, потому что еще не знакомы с лабораторной посудой и приборами, которые помогают выполнять практические задания.


Лабораторная посуда  – это специализированные приспособления и емкости, которые устойчивы к воздействию агрессивной среды (кислоты/высокие температуры).


Химический стакан

Применяется для приготовления растворов и их отстаивания

Колба

Применяется для хранения химических реактивов, приготовления растворов и проведения химических реакций

Пробирка

Применяется для приготовления растворов и проведения химических реакций

Фарфоровая чаша

Применяется для выпаривания жидкости из вещества

 

Посуда, которую мы рассмотрели есть во всех лабораториях, а также активнее всего применяется для проведения экспериментов. Она устойчива к перепадам температур, не подвергается разложению при действии агрессивных веществ – кислот и щелочей.


Контрольные вопросы

  1. Откуда происходит название науки – «Химия»?
  2. Объясните значение терминов «хемофилия» и «хемофобия».
  3. Расскажите о положительном и отрицательном влиянии химии на жизнь современного человека.


Предыдущий урок
Кислород
Неметаллы
Следующий урок
Знаки химических элементов
Начальные понятия и законы химии
  • Наука в современном обществе

    Обществознание

  • Россия на карте часовых поясов

    География

  • Основы термодинамики. Внутренняя энергия термодинамической системы. Изменение внутренней энергии термодинамической системы в результате совершения работы. Изменение внутренней энергии термодинамической системы в результате теплообмена

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке