Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Информация и её свойства

Информация и информационные процессы

19.04.2024
1788
0

Информация и её свойства

План урока

  • Информация
  • Непрерывный и дискретный сигналы
  • Виды информации
  • Свойства информации

Цели урока

  • знать определения основных понятий темы: информация, непрерывный сигнал, дискретный сигнал
  • знать виды информации
  • знать свойства информации
  • уметь определять виды информации

Вступление

Информатика — наука, изучающая информацию, её виды, свойства, а также способы передачи, хранения, обработки и поиска информации. Поэтому одним из основных понятий информатики как науки является понятие информации. 

 

Ежедневно с помощью органов чувств человек получает знания об окружающем мире. Другими словами, каждый из нас сталкивается с огромным количеством информации, например, в процессе беседы с другим человеком, при прочтении книги, просмотре телевизора или новостей в социальных сетях. Всё, что мы с вами знаем или когда-то узнали от родителей, от учителей, из личного практического опыта, также является информацией. Любой материальный объект, с которым происходят какие-либо изменения, является источником информации, дающим сведения как об окружающем нас мире, так и о процессах, возникающих в этом объекте. Как правило, человек получает информацию с помощью сигналов (звуковых, световых, тепловых и т. д.).

 

Информация. Непрерывный и дискретный сигналы


Информация для человека — это содержание получаемых сигналов или сообщений. Информация пополняет знания человека.


Сигналы делятся на два типа:

Рис. 1. Непрерывный сигнал

 

1. Непрерывный сигнал характеризуется бесконечным множеством значений, находящихся в пределах заданного интервала. Между значениями, которые сигнал принимает, разрывов не будет (рис. 1).

       

Рис. 2. Схематическое представление дискретного сигнала

 

2. Дискретный сигнал характеризуется конечным числом значений, которые могут быть пронумерованы целыми числами (рис. 2).
 

Больше всего человек сталкивается с непрерывными сигналами. Примерами непрерывных сигналов являются музыка, человеческая речь, значения термометра и др. К дискретным можно отнести показания цифровых измерительных приборов, текст учебника, азбуку Морзе и т. д.

 

 

Виды информации

 

Восприятие информации об окружающем мире и протекающих в нём процессах происходит с помощью органов чувств: органы зрения, слуха, орган обоняния, осязания и вкуса (рис. 3). 

 

Рис. 3. Органы чувств

 

Поэтому по способу восприятия выделяют следующие виды информации:

  • визуальная (то, что мы видим — текст, символы, изображения, цвета, формы, размеры предметов и т. д.);
  • аудиальная (то, что мы слышим — различные звуки и шумы, музыка, речь);
  • вкусовая (то, что мы можем попробовать на вкус, таким образом оценив вкусовые качества объекта: горький, кислый, сладкий, солёный);
  • обонятельная (то, что мы можем почувствовать с помощью органа 
    обоняния — носа, то есть запахи);
  • тактильная (орган осязания — кожа, которая позволяет определить человеку информацию об объекте: тёплый он или холодный, мягкий или твёрдый 
    и т. д.).


Это интересно!
 

Большую часть информации здоровый человек получает визуально. Гораздо меньше — аудиально и ещё меньше с помощью остальных органов чувств (рис. 4). 

Рис. 4. Количество получаемой информации с помощью различных органов чувств

При этом при утрате одного из информационных каналов (зрения, слуха, вкуса, обоняния или осязания) повышается продуктивность других каналов.


Свойства информации

 

Как говорилось выше, человек получает информацию в форме сигналов (сообщений), которые пополняют его знания. Но всякий ли сигнал или сообщение несёт для человека информацию? Любая ли информация может помочь принять правильное решение?

 

Только объективная, достоверная, полная, актуальная, полезная и понятная информация способна повлиять на принятие правильного решения. Отсюда выделяют следующие свойства информации (рис. 5).

Рис. 5. Свойства информации

 

  1. Объективная информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
    Париж — столица Франции (объективная информация).
    Все ученики нашей школы спортсмены (необъективная информация).
  2. Достоверная информация демонстрирует истинное положение дел, отражает истинные факты.
    Сейчас мы проходим тему «Информация и её свойства» (достоверная информация).
    Сейчас урок математики (недостоверная информация).
  3. Полная информация содержит необходимые и достаточные сведения для понимания или принятия решения.
    12 апреля — день космонавтики (полная информация).
    День космонавтики празднуют весной (неполная информация).
  4. Актуальная информация характеризуется своевременностью, то есть является существенной для настоящего времени. Устаревшая информация не является актуальной.
    Сегодня мы идём в театр (актуальная информация).
    В прошлом году мы ходили в театр (неактуальная информация).
  5. Полезная информация пополняет знания человека, помогает решить конкретные задачи конкретному человеку. Однако для одного человека информация может быть полезной, а для другого — бесполезной, поэтому оценка полезности всегда субъективна.
    Дважды два — четыре (полезная информация для второклассника).
    Дважды два — четыре (бесполезная информация для семиклассника).
  6. Понятная информация представлена на доступном для получателя языке.
    Соблюдай технику безопасности в кабинете информатики! (понятная информация для носителей русского языка)
    遵守计算机科学室的安全注意事项! (тем, кто не знает китайский язык, это предложение будет непонятно, значит, непонятная информация).


Контрольные вопросы

 

1. Что такое информация для каждого из нас?

2. Сегодня до урока информатики успели ли вы получить информацию? Попробуйте перечислить источники информации. С помощью каких органов чувств вы получили эту информацию?

3. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов. Какие из них были получены вами за сегодняшний день?

4. Охарактеризуйте информацию, которая содержится в учебнике по информатике, пользуясь свойствами информации.


Предыдущий урок
Дискретная форма представления информации
Информация и информационные процессы
Следующий урок
Информационные процессы. Обработка информации
Информация и информационные процессы
Урок подготовил(а)
teacher
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Орфограммы в корне слова

    Русский язык

  • Конституция Российской Федерации

    Обществознание

  • Освоение Сибири и Дальнего Востока

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке