Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Всемирная паутина как информационное хранилище

Информация и информационные процессы

07.12.2024
2309
0

Всемирная паутина как информационное хранилище

План урока

  • WWW — Всемирная паутина
  • Web-страница, web-сайт
  • Браузер
  • Поисковая система
  • Поисковый запрос

Цели урока

  • знать определения основных понятий темы: World Wide Web — Всемирная паутина, поисковая система, поисковый запрос
  • знать основы работы поисковой системы
  • уметь составлять поисковый запрос в браузере
  • уметь определять гиперссылки
  • уметь использовать логические связки в поисковых запросах

Вступление

За последние 30–40 лет произошло бурное развитие информационных технологий, в частности глобальной сети Интернет. Миллионы людей пользуются ресурсами Интернета — это социальные сети, электронная почта, электронные доски объявлений, интернет-магазины, информационные порталы, официальные государственные ресурсы, развлекательные порталы и т. д.

 

Истоки зарождения Интернета идут с 1983 года, когда были придуманы технологии, позволяющие с лёгкостью подключаться к особой сети при помощи телефонной линии. Сейчас Интернет представляет собой огромную информационную вселенную, имеющую свои технические правила и подчиняющуюся государственным законам.

WWW — Всемирная паутина
 

Рис. 1. Примеры ресурсов Всемирной паутины
Пользоваться Интернетом стало возможным благодаря технологии World Wide Web (www или «Всемирная паутина»), которая позволила, несмотря на огромные расстояния и границы, иметь свободный доступ к большому объёму информации, информационным ресурсам и услугам.

Всемирная паутина — это огромнейшее информационное хранилище (рис. 1).

 

Всемирная паутина объединяет огромное число ресурсов, которые размещены в компьютерах, находящихся в различных уголках мира. Организация Всемирной паутина характеризуется наличием ссылок (гиперссылок), позволяющих переходить с одного ресурса на другой.

 

В WWW информация представлена в виде web-страниц — это некоторый документ WWW. Объединённые web-страницы и связанные между собой по содержанию называются web-сайтом.

 

В настоящее время практически у любой организации есть свой собственный сайт, имеющий уникальный адрес. Сайты могут отличаться по содержанию, оформлению, однако они могут иметь похожую структуру. Подобно содержанию в книге и на web-сайте есть особая страница — главная, от которой по гиперссылкам можно переходить на другие страницы сайта. Гиперссылкой может быть слово или слова, выделенные цветом или подчёркиванием, а также любое графическое изображение, от которых идут гиперсвязи. Подобная организация информации называется гипертекстом.

 

Браузер

 

Для просмотра web-страниц необходимо воспользоваться браузером — программой, которая помогает человеку перемещаться по Интернету.

 

Самыми известными браузерами являются: Internet Explorer, Google Chrome, Safari, Opera, Mozilla Firefox (рис. 2) и Яндекс Браузер (рис. 3). 

Рис. 2. Google Chrome, Safari, Opera, Internet Explorer, Mozilla Firefox

Рис. 3. Яндекс Браузер

 

Поиск необходимой информации с помощью браузера осуществляется несколькими способами:

  • указание адреса информации;
  • перемещение по паутине гиперсвязей;
  • использование поисковых систем.

Поисковая система. Поисковый запрос

 

Для поиска информации в сети Интернет используется поисковая система. Работа поисковой системы заключается в том, чтобы по запросу пользователя найти документы, содержащие либо указанные ключевые слова, либо слова, как-либо связанные с ключевыми словами.

 

На данный момент насчитывается огромное количество поисковых систем, однако сегодня самой популярной в мире является Google. В России одной из самых востребованных поисковых систем является Яндекс.

 

В поисковых системах существует три основных типа поиска:

  • поиск по любому из слов — в результате получаем огромный список всех страниц, которые содержат хотя бы одно из ключевых слов;
  • поиск по всем словам — в результате получаем список всех страниц, которые содержат все ключевые слова в любом порядке;
  • поиск точно по фразе — в результате получаем список всех страниц, которые содержат строго ключевую фразу.

Если в результате поиска нужной информации не получилось найти необходимый документ, то нужно:

  • проверить, правильно ли написаны ключевые слова;
  • возможно, подобрать более подходящие синонимы;
  • изменить логику запроса.


Это интересно!
 

Любой поиск можно осуществить с помощью логических связок, которые по смыслу схожи с союзами «и», «или» и частицей «не» русского языка.

 

Таблица 1. Логические связки для поиска

Логическая связка

Пример поискового запроса

Что означает?

& — логическое «И»

погода & Москва

Поиск по всем словам

| — логическое «ИЛИ»

погода | Москва

Поиск по любому из слов

~ — логическое «НЕ»

~ погода & Москва

Будут отобраны все страницы, где упоминается Москва, но не упоминается погода.

~ (погода | Москва)

Будут отобраны все страницы, где нет упоминаний ни о погоде, ни о Москве.


Контрольные вопросы

 

1. Для чего необходимы гиперссылки? Какую функцию они выполняют?

2. Какие поисковые системы вам известны? Какими из них вы пользуетесь?

3. Используются ли браузеры и поисковые системы на других технических устройствах помимо компьютера? Приведите примеры.

4. Какие ключевые слова можно выделить в данном параграфе?


Предыдущий урок
Информационные процессы. Обработка информации
Информация и информационные процессы
Следующий урок
Дискретная форма представления информации
Информация и информационные процессы
Урок подготовил(а)
teacher
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Пользовательский интерфейс

    Информатика

  • Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

    Информатика

  • М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (1747 г.)

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке