Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Информационные процессы. Обработка информации

Информация и информационные процессы

28.03.2024
1329
0

Информационные процессы. Обработка информации

План урока

  • Информационные процессы
  • Информационная деятельность
  • Сбор информации
  • Обработка информации

Цели урока

  • знать определения основных понятий темы: информационные процессы, информационная деятельность, входная и выходная информация
  • знать основные информационные процессы
  • уметь приводить примеры информационной деятельности человека
  • уметь приводить примеры процесса сбора информации
  • уметь определять, какую из входной информации необходимо обработать

Разминка

  1. Что такое информация?
  2. Приведите примеры источников информации.
  3. Какие виды информации существуют?
  4. Что делает человек с полученной информацией?

Информационные процессы. Информационная деятельность

 

Какой бы деятельностью человек ни занимался, она будет всегда сводиться к работе с информацией. Что человек может сделать с полученной информацией? Можно её услышать и забыть, а можно записать или запомнить, чтобы потом передать её остальным. Если информации недостаточно, то человек может сам найти необходимые сведения, обработать их и создать новые знания (новую информацию), чтобы потом передать её другим.

 

Процессы, описанные выше, характеризуют основные процессы работы с информацией — информационные процессы:

  • сбор информации;
  • представление информации;
  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • передача информации.


Информационные процессы — это процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации.


 

Готовясь к выступлению с докладом, ученик использует энциклопедии, учебники, Интернет. Всю необходимую для себя информацию он собирает и сохраняет, затем обрабатывает получившийся материал, записывает его в нужной для себя последовательности, чтобы в дальнейшем передать полученную информацию своим одноклассникам.

 

Деятельность человека, которая связана с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

 

Сбор информации

 

Изо дня в день людям приходится сталкиваться с задачами, которые предполагают сбор необходимой информации.

 

Чтобы написать сообщение для урока истории, необходимо изучить справочную литературу, возможно, посмотреть документальные исторические фильмы или расспросить взрослых. Для составления меню праздничного стола необходимы рецепты блюд из кулинарной книги. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно узнать о его предпочтениях, а также какие из книг у него уже имеются. Всё это можно назвать процессом сбора информации.

 

Решение любой проблемы и задачи начинается со сбора информации, который осуществляется с помощью наблюдения, просмотра, чтения, измерения и т. д.


Пример 1
 

Перед походом в кино необходимо узнать какие фильмы показывают в кинотеатре в настоящий момент, выбрав фильм, необходимо уточнить расписание сеансов. А чтобы выбрать профессию, связанную с использованием компьютеров, выпускнику необходимо выяснить, что это за профессии, в каких учебных заведениях к этому готовят. Таким образом, необходимо собрать соответствующую информацию.


Пример 2
 

При выходе из дома человек смотрит на термометр, чтобы определиться, какую верхнюю одежду ему надеть. Таким образом, измерительные устройства используются для сбора информации.


Обработка информации

 

Всем известно, что при решении математической задачи необходимо знать не только условие задачи, но и математические формулы (правила), с помощью которых можно найти решение. Например, новая информация получается при решении задачи с помощью вычислений, при которых использовались известные сведения из условия. В данном случае вычисление будет являться процессом обработки информации. Или другой пример: при переходе через дорогу следует обработать информацию о сигналах светофора — можно ли начинать движение пешеходу или нет.

 

Оба примера показывают, что сначала человек должен обработать поступившую входную информацию , чтобы после её обработки прийти к решению, то есть получить выходную информацию (рис. 1).

Рис. 1. Процесс обработки информации

Процесс обработки информации не всегда связан с получением новых знаний, например, при переводе текста с английского языка на русский происходит обработка информации, изменяющая её форму, но не содержание, то есть изменяется представление информации.

 

Обработка информации делится на два типа:

  • получение нового содержания, новой информации: преобразование по правилам (по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщения и др.;
  • изменение формы представления информации, не изменяющее её содержание: структурирование (организация информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое), кодирование (преобразование представления информации из одной символьной системы в другую), отбор (требуется для решения некоторой задачи; отбор из информационного массива).


Контрольные вопросы
 

1. Приведите примеры вашей информационной деятельности. Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с компьютером.

2. Какую входную информацию следует обработать, чтобы: 
   1) вычислить площадь квадрата;
   2) принять решение о покупке нового компьютера; 
   3) написать сочинение по литературе?

3. Приведите примеры процесса обработки информации. В каких из них обработка информации позволяет получить новую информацию? В каких из них обработка информации ведёт к изменению формы представления имеющейся информации?


Предыдущий урок
Информация и её свойства
Информация и информационные процессы
Следующий урок
Представление информации
Информация и информационные процессы
Урок подготовил(а)
teacher
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества

    География

  • Северная Америка. Географическое положение. История исследования материка

    География

  • Nоun suffixes -mеnt, -iоn, -еnсе. Суффиксы существительных

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке