Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Информационные процессы. Хранение и передача информации

Информация и информационные процессы

01.03.2024
1460
0

Информационные процессы. Хранение и передача информации

План урока

  • Хранение информации
  • Передача информации
  • Информационные процессы в живой природе и технике

Цели урока

  • знать определения основных понятий темы: информационные процессы, хранение информации, передача информации, источник информации, канал связи, кодирующее и декодирующее устройства
  • знать виды информации
  • знать свойства информации
  • уметь приводить примеры информационных процессов в живой природе, в технике

Разминка

  1. Что в информатике называют информационными процессами?
  2. Перечислите основные виды информационных процессов.
  3. Подберите примеры ситуаций, в которых информация: создаётся, обрабатывается, копируется, запоминается, упрощается, передаётся, ищется.

Информационные процессы. Хранение информации

 

В предыдущих параграфах мы узнали, что информационными процессами называют процессы, которые связаны с изменением информации или действиями с использованием информации (рис. 1).

Рис. 1. Информационные процессы

 

История человечества показывает, что были придуманы разнообразные способы хранения информации — наскальные рисунки, описывающие жизнь и быт первобытных людей, рукописи и тексты на папирусе, берестяные грамоты. Технический прогресс позволил расширить перечень средств для хранения информации — информацию можно записать, а значит сохранить, с помощью диктофона, с помощью фотоаппарата или видеокамеры можно сохранить изображения, компьютер, который способен сохранять огромное количество различной информации и др.

 

С помощью переноса информации на носитель — материальный объект осуществляется хранение информации. Зафиксировать информацию (сведения) на некотором носителе означает сохранить информацию


Это интересно!
 

Исследования показывают, что бумага остаётся основным носителем информации на протяжении нескольких столетий! Причинами тому являются: дешевизна изготовления, прочность, долговечность, удобство в использовании.

 

Получение бумаги отрабатывалось очень длительное время. Известны довольно ранние (868 н. э.) китайские оттиски на бумаге с искусно выполненных на религиозные темы изображений по дереву. Бумагу же производить в Европе начали в середине XII в. н. э. Вероятно, первым материалом, на котором люди сперва стали высекать идеографические изображения, а уже потом условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов; делали они это  с помощью костяного стержня с клиновидным остриём, а после нанесения символов глину обжигали. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире также служили писчими материалами. На свинцовых листах и других металлах фиксировали договоры, законы и союзы. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н. э.). Такие таблицы покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, а буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем». При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Пальмовые и др. листья, кора деревьев служили писчим материалом с незапамятных времён. На коре берёзы люди оставляли послания металлическими заостренными «писалами» (рис. 2).

Рис. 2. Примеры первых писчих материалов


Человек может хранить информацию в собственной памяти (в уме). Сохранённые в памяти знания могут быстро быть воспроизведены (домашний адрес, таблица умножения, выученная ещё в начальной школе, и др.). Свою память человек может назвать внутренней памятью . Однако не всегда удаётся запомнить и сохранить все знания в своей внутренней памяти, для этого используют внешнюю память — информацию, сохранённую на внешних носителях (бумаге, дисках, книгах, флешках и т. д.). Информация, сохранённая на внешних носителях, как правило, хранится дольше и надёжнее.

 

Передача информации

 

Распространение любой информации между людьми происходит во время её передачи: в процессе разговора, в рекламных объявлениях, при чтении книг, просмотре телевизора, разговора по телефону, через переписку в социальных сетях. 

 

Процесс передачи информации можно оформить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Процесс передачи информации

Источник информации передаёт информацию, а приёмник её получает. Но процесс передачи не так прост, как кажется. На самом деле изначально информация от источника поступает в кодирующее устройство, чтобы в нём преобразовать информацию в более удобную форму для передачи. Далее закодированная информация проходит через канал связи — канал передачи информации, чтобы поступить к приёмнику, в котором есть декодирующее устройство, преобразующее закодированную информацию в исходную форму.


Пример 1
 

При телефонном разговоре источником и приёмником информации выступают люди, каналом связи — телефонная связь. 

 

Иногда информация может искажаться и теряться из-за помех на линии связи или плохого качества канала связи.


Информационные процессы в живой природе и технике

 

Только ли жизнь человека связана с информацией и информационными процессами?

 

Наука подсказывает, что информационные процессы характерны и для живой природы — животные, так же как и человек, обладают памятью. Они помнят место своего обитания, место охоты, а домашние животные различают «своих» от чужих. Обоняние помогает животным, несёт ценную для них информацию. Опадение листвы осенью или цветение деревьев — всё это происходит в результате изменения информации.

 

И в технике встречаются информационные процессы: электронный термометр способен различать температуру здорового человека и человека с повышенной температурой тела, о чём он и сигнализирует специальным звуковым эффектом. Существуют станки, приборы, техника, запрограммированная под определённые действия. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например вождение автомобиля), в других управление берёт на себя само техническое устройство (кондиционер).

 


Контрольные вопросы
 

1. Чем отличается внутренняя память от внешней? Есть ли у вас устройства внешней памяти? Назовите их.

2. Может ли один и тот же человек выступать в роли источника и приёмника информации? Приведите пример.

3. Приведите примеры, когда вы были источником/приёмником информации. Кем чаще вам приходится быть?

4. Вы читаете учебник информатики. Рассмотрите эту ситуацию, используя данный параграф, и назовите источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приёмник информации.


Предыдущий урок
Информационные процессы. Обработка информации
Информация и информационные процессы
Следующий урок
Единицы измерения информации
Информация и информационные процессы
Урок подготовил(а)
teacher
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Н.А. Некрасов. Лирика. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

    Литература

  • Создание графических изображений

    Информатика

  • Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке