- Понятие умножения.
- Некоторые свойства умножения.
- Знать свойства умножения.
- Уметь выполнять действие умножение при вычислениях.
- Каким действием можно заменить умножение?
- Как называются компоненты умножения?
- Как найти площадь прямоугольника?
Построим прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см (рис. 1). Разобьём его на квадраты со стороной 1 см. Как найти количество этих квадратов? Прямоугольник разделен на 3 ряда по 6 квадратов в каждом: 6 + 6 + 6 = 18 квадратов. Сумму одинаковых слагаемых можно заменить на произведение: 6 · 3 = 18.
В равенстве a · b = c числа a и b — множители, а число с и сама запись a · b — произведение.
Заменяя произведение на сумму равных слагаемых, получаем:
4 · 3 = 4 + 4 + 4;
8 · 5 = 8 + 8 + 8 + 8 + 8;
0 · 3 = 0 + 0 + 0;
1 · 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1.
Запись в буквенном виде:
Произведением числа a на натуральное число b, не равное 1, называют сумму b слагаемых, каждое из которых равно a.
Свойства умножения:
1. Переместительное. От перестановки множителей произведение не изменяется.
a · b = b · a
На рис. 1 количество квадратов можно было посчитать и по-другому: прямоугольник разделен на 6 столбцов, в каждом из которых по 3 квадрата. Тогда, чтобы найти количество квадратов, нужно 3 · 6, в результате мы опять получаем 18. Так как речь идет об одном и том же прямоугольнике и в результате вычислений мы получили одинаковое значение, можно сказать, что
6 · 3 = 3 · 6.
2. Умножение на 1.
При умножении на единицу число не изменяется.
3 · 1 = 3
7 · 1 = 7
буквенная запись свойства: b · 1 = 1 · b = b
3. Умножение на 0.
При умножении любого числа на 0 произведение равно нулю.
6 · 0 = 0
18 · 0 = 0
буквенная запись свойства: b · 0 = 0 · b = 0
Следствием из этого свойства будет утверждение, что если произведение равно 0, то хотя бы один из множителей равен 0.
Если a · b = 0, то a = 0 или b = 0.
В начальной школе вы уже научились умножать многозначные числа на двузначные. Умножение двух многозначных чисел выполнятся по такому же алгоритму.
Пример 1
В саду росли сливы, черешни и абрикосы. Слив было 20 деревьев, что в 3 раза меньше, чем черешен, и на 23 дерева меньше, чем абрикосов. Сколько всего деревьев росло в саду?
Решение
1) 20 · 3 = 60 (деревьев) — составляли черешни.
2) 20 + 23 = 43 (дерева) — составляли абрикосы.
3) 20 + 60 + 43 = 123 (дерева) — росло в саду.
Ответ: 123 дерева.
Пример 2
Из одного поселка одновременно в одном направлении выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч и мотоциклист со скоростью 38 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа после начала движения?
Решение
1) 38 – 15 = 23 (км) — на столько увеличивается расстояние между ними каждый час.
2) 23 · 4 = 92 (км)
Ответ: 92 км.
Пример 3
Из одного города в разных направлениях выехали грузовой и легковой автомобили. Скорость легкового автомобиля 80 км/ч, а грузового — 40 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 2 часа?
Решение
1) 80 + 40 = 120 (км) — на столько увеличивается расстояние между ними каждый час.
2) 120 · 2 = 240 (км)
Ответ: 240 км.
Пример 4
Игорь и Сережа договорились встретиться в парке, который находится между их домами, и одновременно вышли навстречу друг другу. Игорь шел со скоростью 50 м/мин, а Сережа со скоростью 70 м/мин. Какое расстояние между домами Игоря и Сережи, если они встретились через 8 минут?
Решение
1) 50 + 70 = 120 (м) — на столько уменьшается расстояние между ними каждую минуту.
2) 120 · 8 = 960 (м) — расстояние между домами.
Ответ: 960 м.
Упражнение 1
Выполните умножение:
1) 513 · 42;
2) 5419 · 42;
3) 2154 · 437;
4) 608 · 76;
5) 6217 · 960;
6) 302 · 405.
Упражнение 2
В магазин завезли огурцы, помидоры и картофель. Помидоров было 314 кг, что в 4 раза меньше, чем картофеля, и на 38 кг больше, чем огурцов. Сколько всего овощей завезли в магазин?
Упражнение 3
От одной пристани в одном направлении одновременно отошли два катера. Скорость одного из них была равной 26 км/ч, а второго — 34 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 ч после начала движения?
Контрольные вопросы
1. Что такое произведение?
2. Назовите второй множитель, если первый множитель 9 и произведение равно 9.
3. Сформулируйте переместительное свойство умножения.
4. В каком случае произведение двух множителей равно нулю?
Итоги:
1. От перестановки множителей произведение не изменяется.
2. При умножении числа на 1 число не изменяется.
3. При умножении числа на 0 произведение равно нулю.
Упражнение 1
1) 21546; 2) 227598; 3) 941298; 4) 46208; 5) 5968320; 6) 122310.
Упражнение 2
1846 кг.
Упражнение 3
48 км.