Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Умножение натуральных чисел

Числа

10.12.2024
2753
0

Умножение натуральных чисел

 

План урока

  • Понятие умножения.
  • Некоторые свойства умножения.

Цели урока

  • Знать свойства умножения.
  • Уметь выполнять действие умножение при вычислениях.

Разминка

  • Каким действием можно заменить умножение?
  • Как называются компоненты умножения?
  • Как найти площадь прямоугольника?

 

Построим прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см (рис. 1). Разобьём его на квадраты со стороной 1 см. Как найти количество этих квадратов? Прямоугольник разделен на 3 ряда по 6 квадратов в каждом: 6 + 6 + 6 = 18 квадратов. Сумму одинаковых слагаемых можно заменить на произведение: 6 · 3 = 18.

 

Рис. 1.

 

 

В равенстве a · b = c числа a и b множители, а число с и сама запись a · b  произведение.

 

Заменяя произведение на сумму равных слагаемых, получаем:

 

4 · 3 = 4 + 4 + 4;

8 · 5 =  8 + 8 + 8 + 8 + 8;

0 · 3 = 0 + 0 + 0;

1 · 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1.

 

Запись в буквенном виде:

 

 


Произведением числа a на натуральное число b, не равное 1, называют сумму b слагаемых, каждое из которых равно a.


Свойства умножения:

 

1. Переместительное. От перестановки множителей произведение не изменяется. 

 

· b = b · a

 

На рис. 1 количество квадратов можно было посчитать и по-другому: прямоугольник разделен на 6 столбцов, в каждом из которых по 3 квадрата. Тогда, чтобы найти количество квадратов, нужно 3 · 6, в результате мы опять получаем 18. Так как речь идет об одном и том же прямоугольнике и в результате вычислений мы получили одинаковое значение, можно сказать, что 

 

6 · 3 = 3 · 6.

 

2. Умножение на 1.

 

При умножении на единицу число не изменяется. 

 

3 · 1 = 3

7 · 1 = 7

 

буквенная запись свойства: b · 1 = 1 · b = b

 

3. Умножение на 0.

 

При умножении любого числа на 0 произведение равно нулю.

 

6 · 0 = 0

18 · 0 = 0

 

буквенная запись свойства: b · 0 = 0 · b = 0

 

Следствием из этого свойства будет утверждение, что если произведение равно 0, то хотя бы один из множителей равен 0.

 

Если a · b = 0, то a = 0 или b = 0.

 

В начальной школе вы уже научились умножать многозначные числа на двузначные. Умножение двух многозначных чисел выполнятся по такому же алгоритму. 

 

 


Пример 1

В саду росли сливы, черешни и абрикосы. Слив было 20 деревьев, что в 3 раза меньше, чем черешен, и на 23 дерева меньше, чем абрикосов. Сколько всего деревьев росло в саду?


Решение

 

1) 20 · 3 = 60 (деревьев) составляли черешни.

2) 20 + 23 = 43 (дерева) составляли абрикосы.

3) 20 + 60 + 43 = 123 (дерева) росло в саду.

 

Ответ: 123 дерева.


Пример 2

Из одного поселка одновременно в одном направлении выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч и мотоциклист со скоростью 38 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа после начала движения?


Решение

 

1) 38 – 15 = 23 (км) на столько увеличивается расстояние между ними каждый час.

2) 23 · 4 = 92 (км)

 

Ответ: 92 км.


Пример 3

Из одного города в разных направлениях выехали грузовой и легковой автомобили. Скорость легкового автомобиля 80 км/ч, а грузового 40 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 2 часа?


Решение

 

1) 80 + 40 = 120 (км) на столько увеличивается расстояние между ними каждый час.

2) 120 · 2 = 240 (км)

 

Ответ: 240 км.


Пример 4

Игорь и Сережа договорились встретиться в парке, который находится между их домами, и одновременно вышли навстречу друг другу. Игорь шел со скоростью 50 м/мин, а Сережа со скоростью 70 м/мин. Какое расстояние между домами Игоря и Сережи, если они встретились через 8 минут?


Решение

 

1) 50 + 70 = 120 (м) на столько уменьшается расстояние между ними каждую минуту.

2) 120 · 8 = 960 (м) расстояние между домами.

 

Ответ: 960 м.


Упражнение 1 

Выполните умножение: 

1) 513 · 42;

2) 5419 · 42;

3) 2154 · 437;

4) 608 · 76;

5) 6217 · 960;

6) 302 · 405.


Упражнение 2

В магазин завезли огурцы, помидоры и картофель. Помидоров было 314 кг, что в 4 раза меньше, чем картофеля, и на 38 кг больше, чем огурцов. Сколько всего овощей завезли в магазин?


Упражнение 3

От одной пристани в одном направлении одновременно отошли два катера. Скорость одного из них была равной 26 км/ч, а второго 34 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 ч после начала движения?


Контрольные вопросы

1. Что такое произведение?

2. Назовите второй множитель, если первый множитель 9 и произведение равно 9.

3. Сформулируйте переместительное свойство умножения.

4. В каком случае произведение двух множителей равно нулю?


Итоги:

 

1. От перестановки множителей произведение не изменяется. 

2. При умножении числа на 1 число не изменяется. 

3. При умножении числа на 0 произведение равно нулю. 


Ответы

Упражнение 1

1) 21546; 2) 227598; 3) 941298; 4) 46208; 5) 5968320; 6) 122310.

 

Упражнение 2

1846 кг.

 

Упражнение 3

48 км.


Предыдущий урок
Деление натуральных чисел
Числа
Следующий урок
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
Числа
Урок подготовил(а)
teacher
Арина Павловна
Учитель математики
Опыт работы: 15 лет
Поделиться:
  • Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство

    История

  • Описание. Структура текста типа описания. Соединение типов речи в тексте

    Русский язык

  • Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке