Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деление десятичных дробей

Десятичные дроби

26.04.2024
3427
0

Деление десятичных дробей

 

План урока

  • Деление десятичной дроби на натуральное число
  • Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.
  • Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Цели урока

  • Знать правила деления десятичной дроби на натуральное число; на 10, 100, 1000 и т. д.; на десятичную дробь
  • Уметь делить десятичные дроби на натуральное число; на 10, 100, 1000 и т. д.; на десятичную дробь
  • Уметь решать задачи на деление десятичных дробей

Разминка

  • Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
  • Сформулируйте правило умножения десятичных дробей
  • В чем отличие умножения десятичных дробей от умножения натуральных чисел?

Деление десятичной дроби на натуральное число

Вы знаете, что деление связано с умножением. Если нам известны компоненты деления, мы можем из них составить произведение, где делитель и частное будут множителями, а делимое — произведением.

 

Если 4 ∙ 0,6 = 2,4, значит 2,4 : 4 = 0,6.

 

Но не всегда можно устно подобрать множители. Давайте попробуем тот же пример посчитать другим способом.

 

Если 2,4 в 10 меньше 24, то и частное должно быть в 10 раз меньше. Если 24 : 4 = 6, то 2,4 : 4 = 0,6. Другими словами, мы перенесли запятую в частном и в делимом на одинаковое количество знаков влево.


Рис. 1. Деление десятичной дроби на натуральное число, 1 случай

При делении десятичной дроби на натуральное число (см. рис. 1):

1) Делим десятичную дробь на натуральное число по правилам деления в столбик, не обращая внимание на запятую. 

2) Ставим в частном запятую, когда заканчивается деление целой части делимого.


Рис. 2. Деление десятичной дроби на натуральное число, 2 случай

Рассмотрим деление 169,2 на 8. Если при делении, после использования последней цифры из дробной части делимого остается остаток, то после этой цифры сносится нуль (рис. 2), т.к. приписывание любого количества нулей в дробной части десятичной дроби не меняет её (169,2 = 169,20 = 169,200 = 169,200…).

 

После того, как мы сносим 2, 12 : 8 = 1 (ост. 4). Сносим 0 из дробной части (в дробной части после последней цифры. 40 : 8 = 5.

 

Если целая часть делимого меньше делителя, тогда в целой части частного ставится нуль (рис. 3).

Рис. 3. Деление десятичной дроби на натуральное число, 3 случай

Деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

При изучении умножения десятичных дробей мы с вами говорили, что при переносе запятой вправо на 1, 2 или 3 знака, число увеличивается на 10, 100, 1000. Значит, при делении на 10, 100, 1000 должно происходить обратное действие, запятая должна переноситься влево на 1, 2 или 3 знака соответственно.


Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе.


 

Используя это правило, найдем значение частного:

34,9:10=3,49;    746:100=7,46;   28,1:1000=0,0281

Деление на десятичную дробь

35км=600м; 3050км=600м; 300500км=600м.

 

Получается, что 35=3050=300500. Во второй дроби числитель и знаменатель исходной дроби умножили на 10, в третьей — на сто. 

 

Если делимое и делитель увеличить одновременно в 10, 100 и т. д. раз, то частное не изменится.

 

Используя этот принцип, найдем значение частного 16,45 : 23,5. Так как мы уже умеем делить десятичную дробь на натуральное число, сделаем так, чтобы делитель стал натуральным числом. Для этого увеличим делимое и частное в 10 раз, получим 164,5 : 235 = 0,7, значит и 16,45 : 23,5 = 0,7.

 


Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную, надо: 

1) перенести в делимом и делителе запятые вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе ;

2) выполнить деление на натуральное число.


Пример 1

Оля собрала 36 кг яблок и слив, из них 0,3 составляли сливы. Сколько килограммов слив собрала Оля?


Решение

 

0,3=310.

1) 36 : 10=3,6 (кг) — 110 яблок и слив.

2) 3,6 · 3=10,8 (кг) — собрано слив.

 

Ответ: 10,8 кг


Пример 2

Сережа съел в обед 0,2 пакета огурцов. Сколько огурцов было в пакете, если Сережа съел 3 огурца?


Решение

 

0,2=210.

1) 3 : 2=1,5 — составляет 110 часть огурцов.

2) 1,5 · 10=15 огурцов.

 

Ответ: 15 огурцов.


Упражнения

1. Выполните деление:

1) 68,4 : 9; 

2) 19,68 : 8;

3) 39,6 : 15; 

4) 3,55 : 5; 

5) 27 : 5; 

6) 3 : 4. 

7) 0,1547 : 17;

8) 16,32 : 16; 

 

2. Чему равно частное: 

1) 65,78 : 10; 

2) 87 : 10; 

3) 8 : 10; 

4) 12,43 : 100; 

5) 0,056 : 100; 

6) 54 : 1 000?
 

3. Вычислите значение выражения: 

1) (139 – 23,48) : 38 + 4,35 • 18; 

2) 70,336 : 14 + 46,6 : 100 – 0,123.

 

4. Одно слагаемое равно 3,78, что составляет 0,45 суммы. Найдите второе слагаемое.


Контрольные вопросы

1. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число.

2. Какое число нужно записать в целую часть, если целая часть делимого меньше делителя?

3. Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?

4. Как изменится дробь, если ее числитель и знаменатель умножить на 10000?


Ответы

1. 1) 7,6; 2) 2,46; 3) 2,64; 4) 0,71; 5) 5,4; 6) 0,75; 7) 0,0091; 8) 1,02.

2. 1) 6,578; 2) 8,7; 3) 0,8; 4) 0,1243; 5) 0,00056; 6) 0,054.

3. 1) 81,34; 2) 5,367.

4. 4,62.


Предыдущий урок
Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей
Десятичные дроби
Следующий урок
Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичные дроби
Урок подготовил(а)
teacher
Арина Павловна
Учитель математики
Опыт работы: 15 лет
Поделиться:
  • Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Морфологический разбор глагола

    Русский язык

  • Среды обитания живых организмов

    Биология

  • An informal email. Неформальное электронное письмо

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке