- Рыночная экономика. Закон спроса и предложения
- Рыночные структуры
- Конкуренция и монополия
- знать определение понятий: рыночная экономика, спрос, предложение, коэффициент эластичности спроса и предложения, конкуренция, свободная конкуренция, монополия, олигополия
- уметь различать виды конкурентных рынков; анализировать данные на основе законов спроса и предложения
- Что собой представляет рынок? По каким правилам он работает?
- Свободны ли участники рыночных отношений в своих решениях?
Рыночная экономика. Закон спроса и предложения
На протяжении тысячелетий натуральное хозяйство приобретало новые черты, которые стали основой возникновения рыночной экономики. Разделение труда способствовало появлению товарного производства. Конкурирующие производители товаров порождали спрос и предложение, устанавливали свои цены. Люди регулярно совершали обмен, так как одна семья уже не могла обеспечить себя всем необходимым.
Впервые об экономике как науке написал Адам Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он утверждал, что ограниченность ресурсов и безграничность потребностей объясняют необходимость рыночных отношений. Товаропроизводитель, извлекающий выгоду из продажи своих товаров, тем самым удовлетворяет потребности людей, снабжая их необходимым продуктом. Им движет «невидимая рука», которая приводит в итоге к тому, что не входило в его изначальные намерения.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль государства в экономике.
Потребитель свободен в выборе товаров и услуг, когда речь идёт о рыночной системе хозяйствования. Он хочет приобрести максимально качественный продукт за наименьшие деньги. Производитель хочет извлечь из продажи продукта максимальную прибыль. Свобода выбора становится основой конкуренции.
В рыночной экономике главенствуют законы спроса и предложения.
Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов заплатить своими деньгами.
У каждого потребителя в условиях рынка есть альтернативный выбор. На принятие решения о том, какой товар приобрести, могут повлиять разные факторы:
- доход потребителя;
- вкус и предпочтения;
- число потребителей на рынке;
- цена на запрашиваемый товар.
Закон спроса гласит: чем выше цена товара, тем меньше на него спрос со стороны покупателей.
Коэффициент эластичности спроса — степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен.
Кс = рост объёма спроса, % / снижение цен, %
Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.
На предложение также влияет ряд факторов:
- число продавцов на рынке;
- различия в технологиях производства товаров;
- цены на товары.
![](/upload/p6Qx7GJhd9Aq_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-05.png)
Закон предложения гласит: чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот, чем выше предложение, тем ниже цена.
В 2017 году особую популярность обрели спиннеры (рис. 1). Многие производители предлагали их покупателям по высоким ценам, стремясь удержаться на волне спроса и извлечь из этого максимальную прибыль. Однако чем больше спиннеров появлялось на рынке и чем выше была их цена, тем быстрее покупатели теряли к ним интерес.
Коэффициент эластичности предложения — степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цены.
Кп = объём предложения, % / рост цен, %
Если предложение товаров превышает спрос, то рынок оказывается переполнен лишними продуктами, наступает кризис перепроизводства. Во избежание этого продавцы снижают цены на товары или устраивают распродажи. Самая известная распродажа в мире — Чёрная пятница, когда скидки достигают 90 %.
Если спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Покупатели не могут удовлетворить свои потребности и ищут, куда могут вложить деньги.
- Сформулируйте основной закон спроса. Что будет, если спрос превышает предложение?
- Сформулируйте основной закон предложения. Что будет, если предложение превышает спрос?
Рыночные структуры
Структурой рынка называют внутреннее расположение его элементов. Существует классификация такой структуры (таб. 1).
Таблица 1. Классификация структуры рынка
![](/upload/fciJt45ue190_250%20%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%204.%20%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%281%29.png)
Рынок капитала представляет собой обращение денежных средств, акций, облигаций, депозитов и пр. и подразделяется на биржевой, внебиржевой, розничный и оптовый рынки.
На кредитном рынке происходит покупка и продажа денежных средств, акций и облигаций между покупателями (заёмщиками) и продавцами (кредиторами).
Фондовый рынок продаёт доли участия в собственности компании. Основным институтом является фондовая биржа.
Рынок ценных бумаг появился из-за существования такой формы бизнеса, как акционерное общество. Фирма выпускает акции и облигации, которые позволяют участвовать в делах компании и получать процент с её дохода.
Владелец акции является долевым собственником компании. С её дохода он получает прибыль — дивиденды — и участвует в управлении. Чем выше прибыль компании, тем больше получит акционер.
Чтобы основать компанию, требуется капитал. Часть капитала акционерного общества является заёмной благодаря выпуску облигаций. Облигации — это кредитный документ, не позволяющий владельцу участвовать в управлении компанией, но приносящий фиксированный процент, уплачиваемый до выплаты дивидендов.
Акциями и облигациями торгуют на фондовой бирже. Там они продаются в соответствии с законами спроса и предложения. В современном мире на стоимость акций компании может повлиять всего лишь высказывание выдающегося бизнесмена, такого как Илон Маск. Цены на акции то взлетают, то обрушиваются в миг.
- Перечислите основные элементы рыночной структуры.
- Как появился рынок ценных бумаг?
Конкуренция и монополия
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В рыночной системе производители борются за выживание и процветание своего бизнеса, т. е. конкурируют между собой. В зависимости от того как устроен рынок, конкуренция может быть:
- свободной;
- чистой;
- совершенной;
- несовершенной.
Свободная конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
![](/upload/HvvJ1Q3QSIIS_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BE%D1%88-126.png)
При свободной конкуренции любой гражданин может стать предпринимателем или перестать им быть, если он таковым являлся. Покупатели имеют абсолютный доступ к любому рынку и выбору того, что могут приобрести. Ни государство, ни монополии не ограничивают рынок, не оказывают на него никакого влияния. Свободная конкуренция поддерживает равновесную цену на рынке.
Точка равновесия — это точка пересечения кривой спроса и предложения. Цена называется равновесной, если величины спроса и предложения равны (рис. 2). Если цена возрастает выше равновесной точки, то предложение превышает спрос, конкуренция среди производителей обостряется. В условиях усилившейся конкуренции производители станут снижать цену, и она постепенно вернётся в точку равновесия. Если цена слишком сильно упадёт, то соперничать друг с другом будут уже покупатели. Видя высокий спрос, производители поднимут цену и она вновь вернётся в точку равновесия.
Благодаря конкуренции рынок пополняется новыми, более совершенными продуктами, вытесняя неэффективные и отстающие. Повышается качество производства, растёт забота о клиенте. Однако наряду с этим есть и другое последствие — образование монополий.
Монополия — это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному физическому лицу, определённой группе лиц, компании, организации или государству.
Монополист имеет преимущество в сравнении с другими производителями, поэтому может навязывать покупателям любую цену (крайне завышенную). Этот факт порождает острое соперничество с другими производителями, которые хотят аналогично господствовать на рынке. Получается, что монополия провоцирует конкуренцию, а конкуренция в итоге приводит к монополии.
На практике, конечно, не существует в чистом виде ни монополии, ни конкуренции. Современный рынок обычно называют несовершенной конкуренцией, которая включает в себя монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическая конкуренция — рынок, на котором многие продавцы предлагают похожие, но не идентичные товары.
Булочные, книжные магазины, магазины косметики и товаров для дома — всё это примеры монополистической конкуренции.
Олигополия — рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм.
Иными словами, можно сказать, что олигополия — это конкуренция между немногими. Как правило, самые рекламируемые и известные компании являются олигополиями: Coca-Cola, «Билайн», «Мегафон», «Ростелеком», Microsoft и т. д. Государство строго отслеживает экономическую деятельность монополий, чтобы сохранять свободу на экономическом рынке. Такая политика государства называется антимонопольной.
В развитых странах Европы (Норвегия, Швейцария, Финляндия, Швеция, Нидерланды) господствует социально-ориентируемая рыночная экономика. Средний класс в этих странах составляет более половины всего населения, что делает общество более устойчивым и жизнеспособным. Государство перераспределяет доходы в пользу бедных, финансирует здравоохранение и образование. Многие страны мира стремятся к этому типу рыночных отношений, в том числе и Россия.
- Существуют ли монополия и конкуренция в чистом виде? Объясните.
- Почему государство вынуждено контролировать монополии и ограничивать их?
Подведём итоги
Рыночная экономика работает, основываясь на законах спроса и предложения. Одной из главных особенностей рынка является его конкурентоспособность. Конкуренция порождает монополию, а монополия порождает конкуренцию. В странах с рыночной экономикой преобладает монополистическая конкуренция или олигополия. Наиболее совершенной системой рыночной экономики является социально-ориентированная экономика.