- Рыночная экономика. Закон спроса и предложения
- Рыночные структуры
- Конкуренция и монополия
- знать определение понятий: рыночная экономика, спрос, предложение, коэффициент эластичности спроса и предложения, конкуренция, свободная конкуренция, монополия, олигополия
- уметь различать виды конкурентных рынков; анализировать данные на основе законов спроса и предложения
- Что собой представляет рынок? По каким правилам он работает?
- Свободны ли участники рыночных отношений в своих решениях?
Рыночная экономика. Закон спроса и предложения
На протяжении тысячелетий натуральное хозяйство приобретало новые черты, которые стали основой возникновения рыночной экономики. Разделение труда способствовало появлению товарного производства. Конкурирующие производители товаров порождали спрос и предложение, устанавливали свои цены. Люди регулярно совершали обмен, так как одна семья уже не могла обеспечить себя всем необходимым.
Впервые об экономике как науке написал Адам Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он утверждал, что ограниченность ресурсов и безграничность потребностей объясняют необходимость рыночных отношений. Товаропроизводитель, извлекающий выгоду из продажи своих товаров, тем самым удовлетворяет потребности людей, снабжая их необходимым продуктом. Им движет «невидимая рука», которая приводит в итоге к тому, что не входило в его изначальные намерения.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль государства в экономике.
Потребитель свободен в выборе товаров и услуг, когда речь идёт о рыночной системе хозяйствования. Он хочет приобрести максимально качественный продукт за наименьшие деньги. Производитель хочет извлечь из продажи продукта максимальную прибыль. Свобода выбора становится основой конкуренции.
В рыночной экономике главенствуют законы спроса и предложения.
Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов заплатить своими деньгами.
У каждого потребителя в условиях рынка есть альтернативный выбор. На принятие решения о том, какой товар приобрести, могут повлиять разные факторы:
- доход потребителя;
- вкус и предпочтения;
- число потребителей на рынке;
- цена на запрашиваемый товар.
Закон спроса гласит: чем выше цена товара, тем меньше на него спрос со стороны покупателей.
Коэффициент эластичности спроса — степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен.
Кс = рост объёма спроса, % / снижение цен, %
Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.
На предложение также влияет ряд факторов:
- число продавцов на рынке;
- различия в технологиях производства товаров;
- цены на товары.
Закон предложения гласит: чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот, чем выше предложение, тем ниже цена.
В 2017 году особую популярность обрели спиннеры (рис. 1). Многие производители предлагали их покупателям по высоким ценам, стремясь удержаться на волне спроса и извлечь из этого максимальную прибыль. Однако чем больше спиннеров появлялось на рынке и чем выше была их цена, тем быстрее покупатели теряли к ним интерес.
Коэффициент эластичности предложения — степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цены.
Кп = объём предложения, % / рост цен, %
Если предложение товаров превышает спрос, то рынок оказывается переполнен лишними продуктами, наступает кризис перепроизводства. Во избежание этого продавцы снижают цены на товары или устраивают распродажи. Самая известная распродажа в мире — Чёрная пятница, когда скидки достигают 90 %.
Если спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Покупатели не могут удовлетворить свои потребности и ищут, куда могут вложить деньги.
- Сформулируйте основной закон спроса. Что будет, если спрос превышает предложение?
- Сформулируйте основной закон предложения. Что будет, если предложение превышает спрос?
Рыночные структуры
Структурой рынка называют внутреннее расположение его элементов. Существует классификация такой структуры (таб. 1).
Таблица 1. Классификация структуры рынка
Рынок капитала представляет собой обращение денежных средств, акций, облигаций, депозитов и пр. и подразделяется на биржевой, внебиржевой, розничный и оптовый рынки.
На кредитном рынке происходит покупка и продажа денежных средств, акций и облигаций между покупателями (заёмщиками) и продавцами (кредиторами).
Фондовый рынок продаёт доли участия в собственности компании. Основным институтом является фондовая биржа.
Рынок ценных бумаг появился из-за существования такой формы бизнеса, как акционерное общество. Фирма выпускает акции и облигации, которые позволяют участвовать в делах компании и получать процент с её дохода.
Владелец акции является долевым собственником компании. С её дохода он получает прибыль — дивиденды — и участвует в управлении. Чем выше прибыль компании, тем больше получит акционер.
Чтобы основать компанию, требуется капитал. Часть капитала акционерного общества является заёмной благодаря выпуску облигаций. Облигации — это кредитный документ, не позволяющий владельцу участвовать в управлении компанией, но приносящий фиксированный процент, уплачиваемый до выплаты дивидендов.
Акциями и облигациями торгуют на фондовой бирже. Там они продаются в соответствии с законами спроса и предложения. В современном мире на стоимость акций компании может повлиять всего лишь высказывание выдающегося бизнесмена, такого как Илон Маск. Цены на акции то взлетают, то обрушиваются в миг.
- Перечислите основные элементы рыночной структуры.
- Как появился рынок ценных бумаг?
Конкуренция и монополия
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В рыночной системе производители борются за выживание и процветание своего бизнеса, т. е. конкурируют между собой. В зависимости от того как устроен рынок, конкуренция может быть:
- свободной;
- чистой;
- совершенной;
- несовершенной.
Свободная конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
При свободной конкуренции любой гражданин может стать предпринимателем или перестать им быть, если он таковым являлся. Покупатели имеют абсолютный доступ к любому рынку и выбору того, что могут приобрести. Ни государство, ни монополии не ограничивают рынок, не оказывают на него никакого влияния. Свободная конкуренция поддерживает равновесную цену на рынке.
Точка равновесия — это точка пересечения кривой спроса и предложения. Цена называется равновесной, если величины спроса и предложения равны (рис. 2). Если цена возрастает выше равновесной точки, то предложение превышает спрос, конкуренция среди производителей обостряется. В условиях усилившейся конкуренции производители станут снижать цену, и она постепенно вернётся в точку равновесия. Если цена слишком сильно упадёт, то соперничать друг с другом будут уже покупатели. Видя высокий спрос, производители поднимут цену и она вновь вернётся в точку равновесия.
Благодаря конкуренции рынок пополняется новыми, более совершенными продуктами, вытесняя неэффективные и отстающие. Повышается качество производства, растёт забота о клиенте. Однако наряду с этим есть и другое последствие — образование монополий.
Монополия — это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному физическому лицу, определённой группе лиц, компании, организации или государству.
Монополист имеет преимущество в сравнении с другими производителями, поэтому может навязывать покупателям любую цену (крайне завышенную). Этот факт порождает острое соперничество с другими производителями, которые хотят аналогично господствовать на рынке. Получается, что монополия провоцирует конкуренцию, а конкуренция в итоге приводит к монополии.
На практике, конечно, не существует в чистом виде ни монополии, ни конкуренции. Современный рынок обычно называют несовершенной конкуренцией, которая включает в себя монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическая конкуренция — рынок, на котором многие продавцы предлагают похожие, но не идентичные товары.
Булочные, книжные магазины, магазины косметики и товаров для дома — всё это примеры монополистической конкуренции.
Олигополия — рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм.
Иными словами, можно сказать, что олигополия — это конкуренция между немногими. Как правило, самые рекламируемые и известные компании являются олигополиями: Coca-Cola, «Билайн», «Мегафон», «Ростелеком», Microsoft и т. д. Государство строго отслеживает экономическую деятельность монополий, чтобы сохранять свободу на экономическом рынке. Такая политика государства называется антимонопольной.
В развитых странах Европы (Норвегия, Швейцария, Финляндия, Швеция, Нидерланды) господствует социально-ориентируемая рыночная экономика. Средний класс в этих странах составляет более половины всего населения, что делает общество более устойчивым и жизнеспособным. Государство перераспределяет доходы в пользу бедных, финансирует здравоохранение и образование. Многие страны мира стремятся к этому типу рыночных отношений, в том числе и Россия.
- Существуют ли монополия и конкуренция в чистом виде? Объясните.
- Почему государство вынуждено контролировать монополии и ограничивать их?
Подведём итоги
Рыночная экономика работает, основываясь на законах спроса и предложения. Одной из главных особенностей рынка является его конкурентоспособность. Конкуренция порождает монополию, а монополия порождает конкуренцию. В странах с рыночной экономикой преобладает монополистическая конкуренция или олигополия. Наиболее совершенной системой рыночной экономики является социально-ориентированная экономика.