Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Экономическая культура

Экономика

08.12.2024
7689
0

Экономическая культура

 

План урока

  1. Экономическая культура: сущность и структура
  2. Экономические отношения и интересы
  3. Экономическая свобода и социальная ответственность
  4. Рациональное поведение участников экономической деятельности

Цели урока

  • знать определение понятий: экономическая культура, экономический интерес, экономическая свобода, социальная ответственность, деловая этика, устойчивое развитие
  • уметь объяснять сущность экономической направленности личности; определять особенности рационального поведения потребителей и производителей

Разминка

  • Как вы понимаете понятие «культура личности»?
  • Может ли быть связана экономика и культура?

Экономическая культура: сущность и структура


Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. 


 

Экономическая культура личности представляет собой совокупность сознания и практической деятельности. Человек может соответствовать экономической культуре своего времени, отставать от неё или, наоборот, сильно опережать. 

 

В структуре экономической культуры личности выделяют три важных элемента (схема 1).

Схема 1. Экономическая культура личности

Экономические знания состоят из совокупности представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. Экономическое мышление позволяет осознавать и анализировать происходящие в экономике процессы и видеть пути наилучшего поведения. 

 

Важное значение имеет экономическая направленность личности. Какими потребностями, мотивами и интересам обладает тот или иной человек в процессе производства и потребления? Люди с творческим мышлением и креативным подходом, как правило, стоят у истоков передовых экономических идей. Потребители, сконцентрированные лишь на поглощении и накопительстве экономических благ, занимают пассивную роль в экономике. 

 

Рис. 1. Факультатив по финансовой грамотности в школах

В российских школах идёт активный процесс знакомства учеников с финансами и бизнесом (рис. 1). Учителя направляют их интерес в область реальной экономики, где ценится трудолюбие, ответственность, расчётливость, умение рационально мыслить и организовывать свой труд. Государство заинтересовано в гражданах с высоким уровнем экономической культуры. 

 


  1. Какие элементы составляют экономическую культуру личности?
  2. Что подразумевается под экономической направленностью личности? Почему это важно?


Экономические отношения и интересы

Под экономическими отношениями между людьми мы подразумеваем:

  • отношения собственности;
  • обмен деятельностью;
  • распределение товаров и услуг.

От того, какой характер эти отношения приобретают, напрямую зависит социальный баланс в обществе и его стабильность. 

 

Экономические интересы людей выступают как отражение их отношений. Предприниматель сконцентрирован на извлечении максимальной прибыли, а работник хочет получать большую зарплату за наименьшие усилия. Их интересы противоречат друг другу, поэтому они вынуждены идти на компромисс и договариваться, чтобы удовлетворить свои потребности. 

 


Экономические интересы — это предмет желания и побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей. 


 

На протяжении многих тысячелетий интересы одних групп людей были значительнее и важнее интересов других. Как заставить крепостных крестьян вспахивать поле? Как пленным иудеям построить египетские пирамиды? Для повышения производительности труда использовали насилие. Долгое время именно оно было единственным методом побуждения экономической деятельности. 

 

Однако насилие не может сравниться в производительности труда со свободной, мотивированной экономической деятельностью. Какой крестьянин засеет больше земли: тот, которого заставляет помещик или тот, кто является собственником земли и хочет вырастить урожай на долгую зиму? Ответ очевиден. 

 

Человек, участвующий в экономической деятельности, склонен к проявлению эгоизма. Он хочет взять больше и лучше, что зачастую нарушает интересы других. Рыночная экономика перестает быть эффективной в тот момент, когда господство интересов одной фирмы распространяется на всю отрасль. В итоге это ведёт к обнищанию и утрате ресурсов. Содействие и взаимная выгода — обязательные условия работы рынка. 

 


Деловая этика — это нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. 


 

Для урегулирования экономических отношений помимо законодательства были созданы этические кодексы. Бизнесмен, жаждущий прибыли, рискует потерять клиентов и коллег, если будет вести недобросовестную предпринимательскую деятельность: обманывать, воровать, не исполнять обязательства. В современной рыночной экономике бизнес обязан быть «порядочным», чтобы привлечь к себе клиентов, следовательно, и прибыль. 

 


  1. Почему экономический интерес и мотивация так важны для эффективности производства?
  2. Для чего необходима деловая этика?


Экономическая свобода и социальная ответственность

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации каждый гражданин обладает свободой труда. Он вправе решать, какой профессиональной деятельностью заниматься, в какой компании работать, открыть ли собственную фирму. Потребитель свободен в выборе товаров и услуг, отдавая предпочтения тому или иному производителю. Сам производитель тоже свободен в выборе вида деятельности, её объёма и форм. Таким образом, экономическая свобода включает в себя свободу принятия решений и действий. 

 

Рыночную экономику часто называют экономикой свободного предпринимательства. Мы знаем, что там, где есть свобода, будет и ответственность. 

 


Социальная ответственность — это особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.  


 

Рис. 2. Новая концепция рекламы Adidas в направлении устойчивого развития

Идея социальной ответственности состоит в том, что участники экономических отношений руководствуются не только личными интересами, но и интересами других людей и даже общества в будущем. Предприниматели всегда должны были соблюдать законодательство, а теперь обязаны прогнозировать последствия принятых решений. Человечество не может позволить себе и дальше истощать природные запасы планеты, иначе будущие поколения обречены. В связи с этим был создан Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию, в состав которого вошли представители многих крупных транснациональных корпораций мира.

 


Устойчивое развитие — это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей. 


 

Компании, придерживающиеся концепции устойчивого развития, используют современные методы производства, соблюдают экологические требования. Например, такая крупная компания, как Adidas, сделала устойчивое развитие одним из направлений своего фирменного стиля (рис. 2). 

 


  1. Как связаны экономическая свобода и эмоциональная ответственность?
  2. Почему компании, придерживающиеся стратегии устойчивого развития, получают преимущества перед конкурентами?


Рациональное поведение участников экономической деятельности

Принцип рациональности используется участниками экономической деятельности давно. Его суть состоит в том, чтобы принимать решения, которые принесут наибольшие результаты при наименьших затратах ресурсов. 

 

Рис. 3. Общество потребления

Следование рациональному поведению особенно важно в условиях рыночной экономики. Каждый день производится колоссальное количество товаров и услуг: разного качества, стоимости, доступности. Потребитель должен быть внимателен, покупая товар или услугу. Действительно ли это то, что ему необходимо прямо сейчас? Укладывается ли стоимость в бюджет? Гарантирует ли производитель качество своего товара? Как долго он прослужит? Потребителю приходится обдумывать каждую покупку, выстраивать стратегию рационального поведения, чтобы не стать заложником процесса потребления и накопительства ненужных вещей (рис. 3). 

 

Естественным ограничителем возможностей потребителя является его доход. Иногда мы не можем позволить себе покупку, даже если она оправдана и рациональна. Доход состоит из двух частей: одна предназначается для покупок, другая для сбережений. Чем больше мы зарабатываем, тем больше тратим, а также сберегаем, это очевидно. 

Немецкий исследователь Э. Энгель установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары. Возрастает спрос на промышленную продукцию и дорогие услуги, продукты высокого качества (автомобили, путешествия, рестораны). 

 

Рациональному потребителю важно не только тратить деньги, но и сберегать их. На данный момент основные формы сбережений можно представить с помощью схемы 2.

Схема 2. Формы сбережений

Самым надёжным способом сбережений является приобретение недвижимости. Цены на неё растут быстрее, чем обесцениваются деньги. Страхование защитит вас в случае ущерба. Ценные бумаги и сбережения принесут дивиденды, позволят совершать крупные покупки в будущем. 

 

Производители, как и потребители, используют рациональный подход в предпринимательской деятельности. Как произвести большее количество продукта, используя меньше ресурсов? Как вы уже знаете, к ответу на этот вопрос можно подойти, используя экстенсивный и интенсивный методы производства. Большинство стран сегодня отдают предпочтение интенсивному способу, улучшая качество оборудования, повышая квалификацию работников и вводя в процесс инновационные технологии. 

 

К сожалению, в современной России процесс формирования экономической культуры общества продолжается. Производители сконцентрированы на прибыли, порой в ущерб качеству и интересам потребителей, а потребители подвергают себя опасности, попадая в ловушки мошенников. Многие семьи не могут рационально распоряжаться своим доходом, что снижает их уровень жизни. 

 


  1. В чём заключается рациональное поведение потребителя?
  2. В чём заключается рациональное поведения производителя?


 

Подведём итоги

 

В условиях рыночной экономики важным элементом производства и потребления стала экономическая культура. Наиболее конкурентоспособным производителем считается тот, который в полной мере удовлетворяет интересы своих клиентов, остается честным и заботится о них. Устойчивое развитие стало одной из ведущих концепций, за которой следуют самые известные транснациональные корпорации мира. Устойчивое развитие напрямую связано с рациональным поведением потребителей и производителей.

Предыдущий урок
Мировая экономика
Экономика
Следующий урок
Занятость и безработица
Экономика
Поделиться:
  • Молодежь в современном обществе

    Обществознание

  • Микроэволюция

    Биология

  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке