Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Механические и электромагнитные волны. Механические волны. Звук

Механические колебания и волны

18.01.2025
2233
0

Звук

План урока

  • Определение звуковой волны
  • Скорость распространения звука в различных средах
  • Характеристики звука

Цели урока

  • знать диапазон частот звуковых колебаний
  • знать, от чего зависят звуковые характеристики: громкость, высота тона и тембр
  • уметь определять, как изменяются частота колебаний и длина волны при переходе звука из одной среды в другую

Разминка

  • Какие механические волны называют продольными, а какие поперечными?
  • В каких средах распространяются продольные волны, а в каких поперечные?
  • Какой волной можно считать звук?

Определение звуковой волны

Среди всех видов упругих волн особое место занимают звуковые.


Звуковыми волнами называют упругие волны с частотой колебаний от 16 Гц до 20 000 Гц. Упругие волны с частотами менее 16 Гц называют инфразвуковыми, а волны с частотами более 20 000 Гц — ультразвуковыми.


Приведённые границы звукового диапазона условны, так как зависят от индивидуальных особенностей слухового аппарата каждого человека. Среди животных собаки, летучие мыши и дельфины слышат ультразвуковые колебания с частотами более 30 кГц.

 

Звуковые волны распространяются в газообразных, жидких и твёрдых средах. Звуковые волны в газах и жидкостях представляют собой продольные упругие волны. В твёрдых телах возможно распространение и поперечных, и продольных звуковых волн.

Скорость распространения звука в различных средах

Скорость распространения звука, как и всех упругих волн, зависит от упругих свойств среды и её плотности. Например, модуль скорости распространения продольной волны в воздухе может быть рассчитан по формуле

v=γ·pρ, где γ  ̴ 1,4 — коэффициент пропорциональности, p — среднее давление воздуха, ρ — средняя плотность воздуха.

 

Скорости распространения звуковых волн в некоторых средах приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Скорость звука в различных средах

 

Среда

Скорость, м/с (при t=20 °C)

Воздух 

340

Пробка

500

Резина 

1 040

Вода 

1 483

Эбонит 

2 405

Медь 

4 700

Сталь 

5 000–6 100 

Дерево 

5 000

Стекло 

5 500

Рис. 1. Пример источника звука

Источником звука может быть любое тело, совершающее колебания с частотами звукового диапазона (рис. 1). Если между телом и ухом находится упругая среда, то звуковые колебания источника возбуждают в ней звуковую волну, которая достигает 
уха — человек слышит звук.

 

Если вокруг источника звука нет упругой среды, то он распространяться не будет. Например, если поместить электрический звонок под стеклянный колпак и начать откачивать из-под колпака воздух, то звук от звонка слышен всё хуже.

Характеристики звука

Звуки, которые мы слышим, различаются. Человеческий голос может быть громким и еле слышимым, низким (басистым) и высоким (писклявым), звонким и хриплым. Для характеристики звука вводят специальные величины: громкость, высота тона и тембр.

 

Чтобы исследовать характеристики различных звуков, можно использовать установку, состоящую из микрофона, усилителя и осциллографа. Микрофон преобразует звуковые колебания в колебания электрического напряжения. Усиленные с помощью специального усилителя, они подаются на вход осциллографа — прибора, который преобразует колебания электрического напряжения в видимое изображение. В результате на экране осциллографа будут отображаться колебания напряжения, соответствующие изучаемым звуковым колебаниям.

 

Расположим перед микрофоном камертон — специальный прибор, используемый в качестве источника звука определённой частоты (рис. 2). Если ударить по ветви камертона, то мы услышим звук, возбуждаемый её колебаниями. При этом на экране осциллографа мы увидим зависимость напряжения от времени в виде синусоиды. Следовательно, звуковые колебания камертона происходят по синусоидальному (гармоническому) закону.

 

Если ударить по камертону сильнее, то громкость звучания увеличится. Соответственно, увеличится и амплитуда колебаний на экране осциллографа. Это означает, что громкость звука зависит от амплитуды колебаний, т. е. от энергии звуковой волны. 

Рис. 2. Камертоны

Отметим, что громкость звука, воспринимаемая человеком, не прямо пропорциональна энергии, приносимой звуковой волной. Если поступающую в ухо энергию увеличить в 10 раз, то для человека громкость звука возрастёт в 2 раза. При увеличении поступающей энергии в 100 раз громкость возрастёт в 4 раза и т. д. Такая зависимость связана с особенностью нашего слуха. Это позволяет слышать и шелест листьев, и рёв урагана. Если частота звука приближается к границам слышимости (к 16 Гц или к 20 кГц), то воспринимаемая человеком громкость звука уменьшается.


Громкость звука зависит не только от энергии, приносимой звуковой волной, но и от её частоты. 


Воздействие звуковой волны на барабанную перепонку уха зависит от амплитуды колебаний давления воздуха в звуковой волне. Человеческое ухо является совершенным созданием природы, способным воспринимать звуки в огромном диапазоне амплитуд колебаний: от слабого писка комара до грохота стартующей ракеты. При амплитудах колебаний меньше порога слышимости человек перестаёт слышать звук при частотах около 3,5 кГц, порогу слышимости соответствуют колебания с амплитудой давления меньше 10 Па. При таком слабом звуке молекулы воздуха колеблются в звуковой волне с амплитудой всего лишь  ̴10-10 смБолевой порог, при котором возникают болевые ощущения, соответствует амплитудам колебаний давления в звуковой волне, превышающим 108 Па. Таким образом, человеческое ухо способно воспринимать волны, в которых звуковое давление изменяется в миллионы раз. Так как энергия, приносимая звуковой волной, пропорциональна квадрату амплитуды колебаний давления, то отношение максимальной мощности звука, воспринимаемого ухом человека, к минимальной составляет  ̴ 1014!

 

Звуки, издаваемые гармонически колеблющимися телами, называют чистыми музыкальными. Примером такого звука является звук камертона. Звуки различных камертонов отличаются друг от друга частотами колебаний. Про такие звуки говорят, что они различаются по высоте тона.


Чем больше частота чистого музыкального звука, тем выше его тон. 


Звук человеческого голоса может быть низкого тона — бас (частоты от 70 до 
300 Гц), а может быть высокого тона — колоратурное сопрано (частоты от 330 до 1 400 Гц). Струны музыкальных инструментов, например гитары, совершают колебания с разными частотами. Поэтому они издают звуки разного тона.

 

Рассмотрим особую характеристику звука, отличающую разные музыкальные инструменты и разные голоса — тембр. Если заставить звучать одну и ту же мелодию на разных музыкальных инструментах перед подключённым к осциллографу микрофоном, то на экране осциллографа будет изображаться не синусоида, а более сложная периодически изменяющаяся кривая. Такую кривую можно представить в виде суммы синусоид с кратными частотами разных амплитуд (рис. 3). Колебания с наименьшей частотой называют основным тоном, а остальные колебания — с большими частотами — обертонами или гармониками.

 

Наличие или отсутствие в звуке тех или иных обертонов и определяет тембр звука. Устройство разных музыкальных инструментов различается, поэтому они обладают разным тембром.

 

Строение голосового аппарата каждого человека также имеет свои особенности. В результате голоса людей отличаются по тембру.

Рис. 3. Основной тон и обертоны

В отличие от музыкальных звуков, есть звуки, которым не соответствует определённая частота или упорядоченный набор частот. Такие звуки называют шумом. Шум представляет собой беспорядочную суперпозицию звуков самых разных частот.

 

В заключение отметим, что наличие у человека двух ушей позволяет ему определять направление в пространстве на источник звука с точностью до 
5 градусов. Это связано с тем, что человек способен различать моменты прихода звуковой волны в одно и другое ухо с точностью до 3·10-5 с.


Упражнение 1

 

1. Определите длины звуковых волн с частотой 1 кГц: а) в воздухе; 
б) в стекле; в) в эбоните.

2. Ученик, наблюдая за грозой, хочет определить расстояние до места вспышки молнии. Раскаты грома он услышал через 10 с после вспышки молнии. Какое расстояние покажут расчёты ученика?

3. Оцените разности фаз между звуковыми колебаниями в двух точках, находящихся в воде на расстояниях 2 м и 2,5 м от точечного источника звука. Частота колебаний источника равна 1,5 кГц.


Контрольные вопросы

 

1. Какие волны называют звуковыми? 

2. Что может быть источником звука?

3. Почему для распространения звука необходимо наличие упругой среды?

4. Какие характеристики звука вы знаете и от каких физических величин они зависят?

5. Что называют порогом слышимости и болевым порогом?

6. Что называют шумом?

7. Чем определяется тембр звука? 


Ответы

Упражнение 1

 

1. 0,34 м5.5 м2,4 м

2. 3,3 км

3. π


Предыдущий урок
Динамика колебательного движения
Механические колебания и волны
Следующий урок
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс
Механические колебания и волны
Урок подготовил(а)
Андрей Михайлович
Андрей Михайлович
Учитель физики
Опыт работы: 12 лет
  • Соли

    Химия

  • Внешняя политика России в начале ХХI в. Россия в 2008—2011 гг. Российская Федерация в 2012—2022 гг.

    История

  • Междометия

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке