Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации

Теория электролитической диссоциации

09.12.2024
3490
0

Основные положения теории электролитической диссоциации

План урока

  • Основные положения ТЭД
  • Кислоты, основания и соли как электролиты

Цели урока

  • сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации
  • обобщить сведения об ионах
  • закрепить умение записывать процесс диссоциации при помощи химических знаков и формул

Разминка

  • Что такое электролитическая диссоциация?
  • Какие классы веществ подвергаются процессу распада на ионы?
  • Способны ли нерастворимые вещества к диссоциации?

 

Начнём с первых двух положений теории, которые мы уже упоминали в предыдущей теме.


1. Все вещества по способности проводить электрический ток в водных растворах или в расплавах делят на электролиты и неэлектролиты.

2. В растворе электролиты диссоциируют, т. е. распадаются на ионы. Причина диссоциации — гидратация электролита, его взаимодействие с водой.


Результатом электролитической диссоциации является распад электролита на ионы. Вспомним, что такое ионы и какие они бывают.


Ионы — это положительно или отрицательно заряженные частицы, образующиеся при потере или приобретении электронов атомами или группами атомов.


По составу ионы могут быть простые (например, K+, Br, Fe3+, Ca2+) и сложные (например, PO43-, NH4+, CO32-).

 

По заряду ионы бывают положительные и отрицательные. Положительные называются катионы (движутся к отрицательному источнику тока — катоду), а отрицательные — анионы (движутся к положительному источнику тока — аноду).


3. В результате диссоциации образуются гидратированные ионы, т. е. ионы, окружённые оболочкой из молекул воды.

4. Разные электролиты по-разному диссоциируют на ионы и по этому признаку их делят на сильные и слабые.


Теперь более подробно обсудим каждый класс соединений-электролитов и дадим им краткую характеристику.

Кислоты, основания и соли как электролиты


Электролиты, которые диссоциируют в воде на катионы водорода и анионы кислотного остатка, называют кислотами.


Общее уравнение диссоциации кислот: 

HnAcd  =  nH+ + Acdn-,

где Acd — кислотный остаток; 

n — величина заряда аниона кислотного остатка (основность кислоты).

 

Классификация кислот:

 

l. По основности (число атомов водорода):
 

  • одноосновные (HNO2, HCl, HBr, CH3COOH и др.),
  • двухосновные (H2SO4, H2SO3, H2SiO3 и др.),
  • трёхосновные (H3PO4).

ll. По наличию кислорода:

 

  • кислородсодержащие,
  • бескислородные.

lll. По растворимости:

 

  • растворимые,
  • нерастворимые.

Vl. По степени диссоциации:

 

  • сильные (HNO3, HI, H2SO4 и др.),
  • слабые (H2S, HF, H2CO3 и др.).


Упражнение 1

 

1. Приведите примеры кислот для второго и третьего пунктов классификации.


Как говорилось в определении, при диссоциации кислот образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка:
 

H2S  2H+ + S2- ,

HNO3 = H+ + NO3.

 

Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато:
 

H3PO4  H+ + H2PO4,

H2PO4+  H+ + HPO42,

HPO42-  H+ + PO43-.

 

Более выраженно идёт диссоциация по первой ступени.


Электролиты, которые диссоциируют в воде на катионы металла (или ионы аммония) и гидроксид-анионы, называют основаниями.


Общее уравнение диссоциации оснований: 
 

М(ОH)n  = Мn+ + nOH,

где  Мn+ — катион металла; 

n — величина заряда катиона металла.

 

Кроме гидроксидов металлов, основные свойства проявляет водный раствор аммиака. При растворении аммиак взаимодействует с водой и образуется гидрат аммиака NH3·H2O (NH4OH).

 

Классификация оснований:

 

l. По кислотности (число гидроксильных групп):

  • однокислотные (KOH, NaOH и др.),
  • двухкислотные (Ba(OH)2, Sr(OH)2и др.).

ll. По растворимости:

  • растворимые, или щелочи,
  • нерастворимые.

lll. По степени диссоциации:

  • сильные (щелочи: LiOH, Ca(OH)2, KOH и др.),
  • слабые (NH3 · H2O).


Упражнение 2

 

1. Приведите примеры растворимых и нерастворимых оснований.


Запишем уравнения диссоциации для некоторых оснований:
 

KOH = K+ + OH,

Sr(OH)2 = Sr2+ + 2OH,

NH3 · H2O  NH4+ + OH.


Электролиты, которые диссоциируют в воде на катионы металла (или ионы аммония) и анионы кислотного остатка, называют солями.


По растворимости соли делят на:

  • растворимые,
  • малорастворимые,
  • нерастворимые.


Упражнение 3

  1. Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых и нерастворимых кислот.
  2. Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых солей.


Все растворимые соли — сильные электролиты. В растворе они диссоциируют полностью:
 

CaBr2 = Ca2+ + 2Br,

Fe2(SO4)3 = 2Fe3+ + 3SO42,

NH4Cl = NH4+ + Cl.

 

Кислые соли диссоциируют ступенчато, как многоосновные кислоты:
 

KHS = K+ + HS,

HS  H+ + S2.

 

Диссоциация преимущественно протекает по первой ступени.

 

Комплексные соли также способны диссоциировать:
 

K3[Fe(CN)6]  3K+ + [Fe(CN)6]3.

 

Мы рассмотрели основные положения теории электролитической диссоциации, которая сыграла большую роль в объяснении фактов, долгое время остававшихся непонятными. Также мы дали характеристику кислотам, основаниям и солям с точки зрения данной теории.


Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).
  2. Дайте характеристику кислотам, солям и основаниям с точки зрения ТЭД.
  3. Запишите уравнения электролитической диссоциации для хлорида магния, гидроксида меди (II), нитрата алюминия, серной кислоты и гидрофосфата натрия.


Предыдущий урок
Химические свойства оснований как электролитов. Химические свойства солей как электролитов
Теория электролитической диссоциации
Следующий урок
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации
Теория электролитической диссоциации
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Всемирная компьютерная сеть Интернет. Доменная система имён. Протоколы передачи данных

    Информатика

  • Химический состав организма (нуклеиновые кислоты и АТФ)

    Биология

  • Организация вычислений в электронных таблицах

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке