- познакомимся с произведениями В. И. Белова «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»
- понаблюдаем, как автор создаёт образ главного героя
- будем определять отношение автора к герою
Батявка — гуляющий человек, без какой-либо цели или смысла.
Плёсо (водный плёс) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.
Долговязый — высокий, худощавый и нескладный.
Лава — два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.
Верши (верша) — рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки.
Обормот — негодный человек, грубиян.
Обомлел — лёгкое замирание тела.
Кулик — небольшая болотная птица с длинными ногами.
О произведении
Василий Иванович Белов — русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».Он стал автором множества рассказов, нескольких романов и повестей, писал и этнографические очерки. Книги Белова, в которых он воспевает русскую землю, до сих пор публикуют не только в России, но и далеко за её пределами. Сегодня вы познакомитесь с одними из его рассказов «Малька провинилась» и «Ещё про Мальку».
Это интересно!
Основная часть произведений Василия Белова основана на его личных переживаниях и опыте. При этом характер многих героев был списан с друзей и знакомых автора.
Вопросы к тексту
Прочитайте рассказ В. Белова «Малька провинилась». О чём он?
В рассказе повествуется о собаке Мальке, родившей двух щеночков. Одного отдали трактористу, а другого отвезли в соседнюю деревеньку, находящуюся в двух километрах.
Собака не забыла о своём детёныше и ежедневно преодолевала по снегу это расстояние (туда и обратно), чтобы покормить щенка. Хозяйка пыталась её закрывать, но Малька улучала момент и сбегала из дома.
Опишите встречу рассказчика с собакой на тропе. Какие чувства он испытал?
Когда автор встретил кривоногую собачонку, то увидел, как она уверенно и деловито бежит по тропе, при этом одна. Оказывается, собачка была очень любящей и верной матерью. Она, несмотря на ругань хозяйки, бегала кормить своё дитя. Малька не знала ни страха, ни усталости. Каждый день преодолевала большие расстояния ради благополучия сыночка.
Рассказчик был изумлён таким поведением маленького существа. Несмотря на свою природную слабость, она показывала неимоверную духовную силу, самостоятельность, самоотверженность и материнские качества, которые присущи далеко не всем.
Какова главная мысль рассказа? Чему учит рассказ своих читателей?
Главная мысль рассказа заключается в том, что животные, как и люди, привязаны к своему потомству. Они любят и оберегают детёнышей, проявляют такие же чувства к ним, как и все человеческие родители. Рассказ учит нас: нужно помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и о детёнышах.
Прочитайте рассказ В. Белова «Ещё про Мальку». Что произошло на реке?
Всю зиму собачка Малька бегала в деревушку за реку — там жил её маленький щеночек, которого нужно было подкармливать. Бежала она по переправе из брёвен, но, когда наступили тёплые весенние деньки, речка разлилась, а переправу унесло течение.
Малька подбежала к реке и, не обнаружив брёвен, не задумываясь, бросилась в холодную воду. Собачка была ответственной, и она не могла оставить детёныша голодным, поэтому решила преодолевать реку вплавь. Но течение оказалось очень быстрым, волны— высокими, а вода — ледяной.
Собака теряла силы и наверняка бы захлебнулась, если бы не рыбак Фёдор, который чудом оказался рядом. Он вытащил Мальку из воды и привёз в лодке на берег.
Как вы думаете, какой момент является самым напряжённым в произведении?
Эпизод со спасением собачки является самым напряжённым в рассказе. Велики переживания за Мальку, ведь она была маленькой и беспомощной и не смогла бы долго бороться со стремительным течением. Хорошо, что нашёлся добрый человек, который подарил ей вторую жизнь.
Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
Рассказ заставляет задуматься о том, какую верность и самоотдачу могут проявлять животные, рискуя своей жизнью ради своего потомства. Они привязаны к своим детёнышам и любят их не меньше, чем наши родители своих детей.
Выберите один из рассказов про Мальку и перескажите его своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте, что им понравилось в вашем пересказе, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.
Оцените свою работу на уроке. Отметьте свой результат на оценочной линии.