Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Б. Житков «Про обезьянку»

Произведения о животных

30.01.2025
2550
0

Б. С. Житков «Про обезьянку»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Про обезьянку»
  • будем анализировать произведение
  • подготовимся к краткому пересказу

Словарь

Полуаршин — чуть больше 35 см.

За пазухой — между грудью и одеждой.

Чай внакладку — с разведённым сахаром.

Вприкуску — кусочек сахара прикусывали зубами и через него пили чай.

Свора — несколько собак, собравшихся вместе.

Казённый (уголь) — принадлежащий государству.

Контора — административно-канцелярское учреждение.

Портсигар — плоская карманная коробочка для сигарет.

Сатана — дьявол, олицетворение зла.

Осадил (причёску)— сделал низкой, растрепал.

Выводил вавилоны — кривые линии.

Сконфузился (доктор) — смутился, попал в неловкое положение.

С десятину (двор) — большой, огромный.

Касторка — касторовое масло, получаемое из семян растения под названием «клещевина», используется как слабительное средство.

 


О произведении

 

Картинка

Борис Степанович Житков (1882–1938) — выдающийся советский детский писатель, который создал такие сборники для детей, как «Что я видел», «Что бывало», «Рассказы о животных», основанные на его событиях из жизни.

 

В своём произведении «Про обезьянку» автор рассказывает, как в детстве ему друг дарит обезьянку Яшку. Сначала мальчик радуется такому подарку, однако уже вскоре мечтает избавиться от него. А вот почему вы узнаете из рассказа! 


Это интересно!

 

Борис Степанович Житков очень любил животных. У него дома всегда были собаки и кошки, а однажды — даже ручной волк. Кошки Житкова давали лапку и шли на свист.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ Б. Житкова «Про обезьянку». Какое животное появилось в семье мальчика и как к нему отнеслись взрослые?

 

Картинка

В семье появилась обезьянка. Родители явно не обрадовались Яшке, только сёстры были рады его появлению. Все дело в характере обезьянки. Яшка был слишком шумным и активным. В доме постоянно устраивал беспорядки и проказничал. 


Удалось ли мальчику справиться с обезьянкой? Какие забавные истории происходили с Яшкой?

 

Мальчику не удалось справиться с Яшкой. Обезьянку привязывали, но она убегала, давала мальчику оплеухи, каталась на лестнице и кидалась в отца штукатуркой. А когда в дом пришла одна дама, Яшка забрался к ней на плечо и испортил женщине причёску.


Какой характер был у Яшки? Опишите.

 

Характер у Яшки был беспокойным, весёлым, он был совершенно неугомонным. Если хотел что-нибудь от кого-то получить, то становился ласковым и заботливым. А если ему что-то не нравилось, начинал хулиганить.


Какие победы одержал Яшка во дворе?

 

Картинка

Яшка во дворе не испугался собачьей своры, вырвал шерсть с морды дворового вожака Каштана, прогнал злого и большого дворового кота. 


Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие?

 

Родным мальчика надоели проказы Яшки. Они не хотели, чтобы осенью обезьянка вновь целыми днями сидела дома и хулиганила. Поэтому единственным выходом оказалось найти другой дом для Яшки.

 

 Несмотря на все причинённые неудобства семье, автор заканчивает рассказ так: «Первое время, как не стало Яшки в доме, я видел, что все немного скучали, хотя признаваться и не хотели».


В чём заключается главная мысль этого рассказа?

 

Главная мысль произведения заключается в том, что, заводя домашних животных, следует думать о том, что они могут иметь свои привычки и могут причинить много неудобств. А если вы уже завели животное, несите за него ответственность до конца.


Ознакомьтесь с планом к рассказу.

 

  1. Знакомство с обезьянкой.
  2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.
  3. Яшка — царь двора.
  4. Расставание с Яшкой.

 

Подходит ли данный план для краткого пересказа текста? Какие пункты вы бы добавили?


Вспомните!

 

Краткий пересказ — это пересказ основных событий произведения без подробностей. Во время краткого пересказа необходимо не просто перечислить события, а составить краткий связный текст, который будет интересно слушать.


Перескажите текст кратко вашим родителям, друзьям, учителю. Используйте свой план в качестве помощника. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке: поставьте в окошке отметку за пересказ. Согласны ли ваши слушатели с этой отметкой?

 

Картинка


Предыдущий урок
Б. Житков «Про обезьянку»
Произведения о животных
Следующий урок
В. Астафьев «Капалуха»
Произведения о животных
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке