- познакомимся с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
- изучим особенности построения произведения на примере рассказа, авторской сказки
- будем учиться искать информацию в тексте о главном герое
Хатка — жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника.
О произведении
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) — русский писатель, натуралист и путешественник. Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество. И. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его произведение «Листопадничек» и многие другие знакомят читателей с красочным миром природы.
Это интересно!
Потомство у зайцев бывает три раза в году. Первый выводок — «настовики» — появляется на свет в конце марта, когда снег только начинает таять. Этот выводок неполный, два-три детёныша.
Летние зайки рождаются в июне, и их количество достигает уже пяти штук. Летних зайчат называют «колосовики» и «травники».
А вот осенних «листопадников» зайчиха приносит в сентябре.
Вопросы к тексту
Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Как вы думаете, почему автор назвал сказку именно так?
Своё произведение Соколов-Микитов назвал «Листопадничек» потому, что в нём рассказывается о маленьком зайчонке, который родился осенью во время листопада. Охотники таких зайчат называют листопадничками.
С чего начинается произведение? Какое событие является самым напряжённым в сказке?
Каждое произведение имеет особое построение. Но в любом произведении есть и схожие моменты. Рассмотрим этапы построения авторской сказки, рассказа и др.
Этапы построения произведения
- завязка(начало событий, описание обстановки, окружения, места, где происходят события);
- развитие событий (ситуации, которые позволяют случиться дальнейшим событиям. Например, Листопадничек убежал из дома);
- кульминация (самый напряжённый момент произведения. Например, затопление хатки бобров);
- развязка (итог событий. Например, Листопадничек целый и невредимый вернулся домой).
Как вы думаете, о чём мечтал маленький зайчик? Как у него появилась мечта?
Листопадничек мечтал о том, чтобы попасть в тёплые страны вместе с журавлями. Эта мечта появилась у зайчика потому, что он вместе с братьями наблюдал, как журавли учат летать маленьких журавлят, чтобы те могли улететь. И Листопадничек видел, что многие животные готовятся к зимней спячке, а это значит, что ему будет скучно зимой.
Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
В путешествии зайчик встретил трудолюбивых бобров, которые строили свою хатку для маленьких бобрят и для зимовки. Хатка бобров не понравилась Листопадничку, так как там было сыро и прохладно. Но зайчику пришлось остаться, ведь уже подступала зима, да и бобры так быстро достроили своё жилище, что остался один выход — под водой.
Каких страхов натерпелся зайчонок за долгую зиму?
О чём он часто вспоминал?
В хатку бобров пытались пробраться разные злые животные. Среди них коварная рысь, хитрая лисица, росомаха и даже выдра, которой удалось повредить жилище. Всё это очень пугало зайчишку.
Листопадничек часто грустил по своей любимой маме и по тёплому гнёздышку, которого ему очень не хватало.
Опишите Листопадничка, каким он был?
Листопадничек — это любопытный зайчик, который в начале произведения был легкомысленным и беззаботным. Отправившись в путешествие зайчик, изменился, он стал смелым и решительным. Во время путешествия в тёплые края на долю Листопадничка пришло много испытаний, которые он прошёл, и поэтому звери в лесу его стали называть храбрым и отчаянным зайцем.
Какова главная мысль сказки?
Главная мысль сказки в том, что нужно прислушиваться к словам старших и, прежде чем покидать родной дом, нужно предупреждать старших об этом, чтобы они знали, где вас искать.
Сказка «Листопадничек» — это наглядный пример того, что все свои действия нужно анализировать и делать выводы: правильно ты поступил или нет.
Составьте рассказ о главном герое. Начните с описания его внешнего вида, расскажите о всех его поступках, на основе поступков сделайте выводы о характере Листопадничка.
Продолжите фразу.
Сегодня на уроке я узнал…
Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный — я доволен своей работой на уроке, жёлтый — на уроке я работал неплохо, красный — на уроке мне было трудно.