Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Астафьев «Капалуха»

Произведения о животных

В. Астафьев. «Капалуха»

 

Цели урока

  • познакомимся с рассказом В. П. Астафьева "Капалуха"
  • продолжим учиться определять главную мысль и анализировать текст
  • подготовимся к пересказу

Словарь

Вале́жник  — упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части.

Пастьба – место, где кормятся животные.

Космы  – пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

 


О произведении

 

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.)  – известный русский писатель. В своих произведениях он помогает читателям увидеть и услышать красоту природы, рассказывает о том, что сам отлично знает. Именно поэтому его рассказы по-настоящему правдивы и достоверны.  

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из его рассказов «Капалуха" - и это не просто рассказ о птице и ее гнезде. Это рассказ о матерях, которые одинаково самоотверженно заботятся о своих детях, будь то еще не родившиеся птенцы, или уже подросшие мальчики.


Это интересно!

 

Капалухой охотники называют не самого глухаря, а самку. Капалуха практически представляет собой курицу светло-серого цвета, размером заметно   меньше глухаря. Свои гнёзда они вьют на земле, что делает их достаточно лёгкой добычей. В связи с этим говорят, что настоящий, уважающий себя охотник, в капалуху никогда стрелять не станет.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте рассказ В. Астафьева «Капалуха».  Где и как ребята обнаружили гнездо птицы?

 

Ребята обнаружили гнездо случайно, когда гнали домой стадо коров и телят на летнее пастбище. Дорога на пастбище проходила по лесной заброшенной просеке, а в одном месте на просеке сохранился бугорок, на котором росла черника. Но не на бугорке свила свое гнездо капалуха - она расположилась прямо на просеке, под огромным корнем.


Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Какие выражения из текста помогают более точно понять его чувства?

 

Рассказчик испугался, что мог нечаянно наступить на гнездо капалухи, в котором находились яйца. Гнездо было замаскировано мхом так, что заметить его было нелегко.

Между тем, рассказчик точно не хотел причинить вред птице и ее гнезду, и как раз это намерение рассказчика передают слова "Озираться" и "Ощупать глазами" - рассказчик хотел заранее увидеть гнездо, о котором ему кричали ребята. А когда он понял, что несмотря на все предосторожности все-таки чуть было не наступил на гнездо, его "сердце забилось от испуга". Этими словами автор показывает сопереживание рассказчика заботам птицы, его трепетное отношение к живой природе.


Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком. Как вы считаете, кто из них думает о птицах и об окружающей нас природе, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? 

 

Мальчик предложил бесцельно взять яйца из кладки, а рассказчик дал понять, что так поступать нельзя. Мальчик совершенно не подумал об окружающей среде и птице, а рассказчик относился к ней с пониманием, и старался беречь.


Кого из героев прочитанных недавно рассказов напоминает вам капалуха?

 

Как любая мать, капалуха готова на все, чтобы ее будущие птенцы остались живы. Это роднит ее с собакой Малькой из рассказа Василия Белова, которая так же готова была защищать своих щенят, даже от собственных хозяев. Собака, рискуя своей жизнью, бегала в соседнее село кормить своего сыночка.


Какова главная мысль (мысли) этого рассказа? 

 

Главная мысль рассказа "Капалуха" заключается в том, что самое дорогое на свете — это мама. Мама всегда будет заботиться о своих детях. Ради них она готова пожертвовать даже своей жизнью. В рассказе матерью оказывается капалуха, но она точно так же бесстрашно готова была пожертвовать собой ради своих будущих детей, как без сомнения поступила бы любая другая мать.                                     

«Капалуха» подводит читателей к мысли, что к природе следует относиться с любовью, бережно. 


Составьте план к рассказу и, пользуясь им, кратко перескажите текст родителям, друзьям, учителю. 

Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем пересказе, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я познакомился с произведением…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Сегодня на уроке мне было интересно…»

 

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока:

 


Б. Житков «Про обезьянку»

Произведения о животных