Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Произведения о животных

30.01.2025
2183
0

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
  • изучим особенности построения произведения на примере рассказа, авторской сказки
  • будем учиться искать информацию в тексте о главном герое

Словарь

Хатка — жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника.

 


О произведении

 

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975) — русский писатель, натуралист и путешественник. Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество. И. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его произведение «Листопадничек» и многие другие знакомят читателей с красочным миром природы.


Это интересно!

 

Картинка

Потомство у зайцев бывает три раза в году. Первый выводок — «настовики» — появляется на свет в конце марта, когда снег только начинает таять. Этот выводок неполный, два-три детёныша. 

Летние зайки рождаются в июне, и их количество достигает уже пяти штук. Летних зайчат называют «колосовики» и «травники».

А вот осенних «листопадников» зайчиха приносит в сентябре.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Как вы думаете, почему автор назвал сказку именно так?

 

Своё произведение Соколов-Микитов назвал «Листопадничек» потому, что в нём рассказывается о маленьком зайчонке, который родился осенью во время листопада. Охотники таких зайчат называют листопадничками.


С чего начинается произведение? Какое событие является самым напряжённым в сказке?


Каждое произведение имеет особое построение. Но в любом произведении есть и схожие моменты. Рассмотрим этапы построения авторской сказки, рассказа и др.

 

Этапы построения произведения

 

  • завязка(начало событий, описание обстановки, окружения, места, где происходят события);
  • развитие событий (ситуации, которые позволяют случиться дальнейшим событиям. Например, Листопадничек убежал из дома);
  • кульминация (самый напряжённый момент произведения. Например, затопление хатки бобров);
  • развязка (итог событий. Например, Листопадничек целый и невредимый вернулся домой).


Как вы думаете, о чём мечтал маленький зайчик? Как у него появилась мечта?

 

Листопадничек мечтал о том, чтобы попасть в тёплые страны вместе с журавлями. Эта мечта появилась у зайчика потому, что он вместе с братьями наблюдал, как журавли учат летать маленьких журавлят, чтобы те могли улететь. И Листопадничек видел, что многие животные готовятся к зимней спячке, а это значит, что ему будет скучно зимой.


Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

 

Картинка

В путешествии зайчик встретил трудолюбивых бобров, которые строили свою хатку для маленьких бобрят и для зимовки. Хатка бобров не понравилась Листопадничку, так как там было сыро и прохладно. Но зайчику пришлось остаться, ведь уже подступала зима, да и бобры так быстро достроили своё жилище, что остался один выход — под водой.


Каких страхов натерпелся зайчонок за долгую зиму? 

О чём он часто вспоминал?

 

В хатку бобров пытались пробраться разные злые животные. Среди них коварная рысь, хитрая лисица, росомаха и даже выдра, которой удалось повредить жилище. Всё это очень пугало зайчишку.

Листопадничек часто грустил по своей любимой маме и по тёплому гнёздышку, которого ему очень не хватало.


Опишите Листопадничка, каким он был?

 

Листопадничек — это любопытный зайчик, который в начале произведения был легкомысленным и беззаботным. Отправившись в путешествие зайчик, изменился, он стал смелым и решительным. Во время путешествия в тёплые края на долю Листопадничка пришло много испытаний, которые он прошёл, и поэтому звери в лесу его стали называть храбрым и отчаянным зайцем.


Какова главная мысль сказки?

 

Главная мысль сказки в том, что нужно прислушиваться к словам старших и, прежде чем покидать родной дом, нужно предупреждать старших об этом, чтобы они знали, где вас искать.

Сказка «Листопадничек» — это наглядный пример того, что все свои действия нужно анализировать и делать выводы: правильно ты поступил или нет.


Составьте рассказ о главном герое. Начните с описания его внешнего вида, расскажите о всех его поступках, на основе поступков сделайте выводы о характере Листопадничка.


Продолжите фразу.

 

Сегодня на уроке я узнал…

 

Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный  я доволен своей работой на уроке, жёлтый на уроке я работал неплохо, красный на уроке мне было трудно.

 

Картинка


Предыдущий урок
Сказка «Сивка-бурка»
Устное народное творчество
Следующий урок
В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
Произведения о животных
Урок подготовил(а)
Марина Андреевна
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
  • Past Simple глагола to be (was were)

    Английский язык

  • Food. Еда. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Some / any. There is / there are

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке